Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Суббота, 20.04.2024, 13:59
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 2)


Памятники КБЖД - 4
Для защиты полотна от камнепада в период строительства первого пути сооружено более 40 каменных галерей, большинство из которых двухпутные. Строители использовали пять ти­пов галерей — два однопутных, параболического профиля, и три — двухпутных.
 
Тип, используемый для каждого участка, зависел от рельефа, по которому проходило полотно дороги. Декоратив­ное оформление порталов галерей было еще скромнее, чем порталов тоннелей, верхний пояс, украшенный зубчиками в порталах тоннелей, за­менен в галереях простыми отесанными плитами.
 
Располагаться на дороге галереи могли отдельно, обеспечивая безопасность небольшого участка пути от падающих сверху камней, или могли соединяться с началом тоннелей, так что без специального осмотра невозможно установить, где кончается галерея и начинается тоннель.
 
В этом случае галерея служит как бы продолже­нием тоннеля, и комплекс галерея — тоннель или галерея — тоннель — галерея воспринимается как единое целое.
 
Значительная пересеченность местности и мно­жество ручьев и рек потребовали создания мно­гочисленных мостов, труб, лотков и виадуков. Все мосты на Кругобайкальской дороге, за исключением моста через бухту Березовую, про­ект которого сделан специально для этой дороги, созданы на основе типовых мостовых рам и ферм, принятых при строительстве всей Сибирской же­лезной дороги.
 
Например, ферма металлического моста через реку Шабартуй Кругобайкальской дороги аналогична ферме примененной на реке Ушайке Средне-Сибирской железной дороги. Тип фермы с прямым верхним поясом и ездой по низу применялся на реке Тяжин Средне-Сибир­ской и реке Большой Кемчуг Западно-Сибирской железных дорог в 1894— 1896 гг. и на Кругобай­кальской железной дороге для моста через реку Половину в 1903—1904 гг.
 
Известно, что проектирование инженерных сооружений, и в первую очередь мостов, на всей Сибирской дороге, в том числе и на Кругобай­кальской, велось под руководством выдающегося русского инженера того времени, профессора Николая Аполлоновича Белелюбского.
 
Характе­ризуя работу Белелюбского над этим объектом, А.Э. Лопатто в книге о его творчестве отмеча­ет: «...большие трудности встретились на относи­тельно короткой (около 310 км) Кругобайкаль­ской дороге, особенно на западном ее участке, где трасса прошла у подножия горного отрога Саянского хребта.
 
Пришлось создавать специаль­ные профили земляного полотна, строить оде­вающие стенки и противообвальные сооружения, дренажные штольни, галереи, трубы и т. п.». В историческом очерке о Транссибирской ма­гистрали Д. В. Залужная называет имя еще одно­го строителя Кругобайкальской дороги — А. В. Ливеровского.
 
Применение типовых мостовых ферм по всей Сибирской дороге, разработанных Белелюбским, было прогрессивным явлением того времени, так как существенно ускорило изготовление кон­струкций мостов в Европейской России и повы­сило качество их сборки на месте.

 

 


Категория: Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 2) | Добавил: anisim (19.07.2011)
Просмотров: 2677 | Рейтинг: 5.0/11 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>