Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 05.03.2021, 11:45
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 2)


Памятники КБЖД - 1
Автор: А. А. Ляпин

ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ И ИНЖЕНЕРНОГО ИСКУССТВА ЗАПОВЕДНОГО УЧАСТКА КРУГОБАЙКАЛЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Кругобайкальская железная дорога — это последний по времени постройки участок Вели­кого Сибирского Пути. В связи с тем, что долгое время не могли определить окончательное на­правление прокладки железной дороги вокруг южной части озера Байкал, разработка проекта дороги была задержана. В 1898 г., когда Сибир­ская железная дорога с запада дошла до Ир­кутска, а с востока до станции Мысовой (ныне город Бабушкин), на Кругобайкальской трассе все еще велись изыскания.
К тому времени были уложены тысячи километров рельсов, связаны железной нитью все основные города Сибири, и только Байкал мешал строителям соединить­ся. В июне 1901 г. Комитет по сооружению Сибирской железной дороги из четырех рассмат­риваемых вариантов утвердил один. Кругобай­кальская железная дорога должна была пройти от построенной уже станции Байкал, у истока Ангары, через Култук, Слюдянку и далее по восточному берегу озера до станции Мысовая.
По характеру местности Крутобайкальская железная дорога может быть разделена на два участка — западный, от станции Байкал до стан­ции Култук, и восточный, от станции Култук до станции Мысовая. Ландшафт и необычайно сложный для прокладки пути рельеф местности определили уникальное своеобразие западного участка Кругобайкальской дороги, выделяющее его из всей Сибирской магистрали.
Судьба западного участка дороги сложилась иначе, чем судьба всей Сибирской дороги. До 1956 г. Кругобайкальская железная дорога рабо­тает как одно из звеньев Транссибирской ма­гистрали. Окончание строительства Иркутской ГЭС в 1957 г. привело к созданию искусственно­го водохранилища, воды которого затопили железнодорожный путь от Иркутска до стан­ции Байкал, проходивший по левому берегу Ангары.
Основной путь Транссиба от Иркут­ска к этому времени был перенесен в долину реки Олхи и соединился с магистралью у Култука. Железнодорожный путь от Култука до станции Байкал, т. е. западный участок Круго­байкальской железной дороги оказался тупико­вой веткой После 1956 г. коммерческие перевоз­ки грузов здесь почти не велись, и западный участок Кругобайкальской дороги приблизитель­но до конца 1970-х гг. сохранял первозданный облик.
Потеряв экономическое значение, старая до­рога приобретает сейчас популярность среди ту­ристов и стихийно определилась как место от­дыха. На первое место сейчас вышла эстетиче­ская ценность дороги и ее значение как памят­ника истории и культуры.
Ландшафт придает дороге своеобразный об­лик. Участок от порта Байкала до станции Кул­тук протяженностью 85 км проходит по рель­ефу береговой полосы озера Байкал, у подножия горного отрога Саянского хребта, крутой склон которого занимает весь этот берег, местами со­вершено отвесно уходя на значительную глу­бину в озеро.
Категория: Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 2) | Добавил: anisim (19.07.2011)
Просмотров: 1935 | Рейтинг: 5.0/12 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>