Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 19.04.2024, 17:31
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 2)


Богоявленский собор - 9
В 1960 г. Богоявленский собор вместе со Спас­ской церковью были поставлены на учет и ох­рану как памятники республиканского значения. В 1967 г. хлебозавод вынесен из здания, и в нем начались реставрационные работы. Главным про­ектом реставрации и руководителем работ была назначена Г. Г. Оранская, сотрудница Всесоюз­ного производственного комбината Министер­ства культуры СССР.
Здание собора находилось в аварийном состоянии. «Натурные обследова­ния выявили многочисленные переделки, нарушившие древние конструкции. Были ослаблены междуэтажные перекрытия, разрушены своды, полностью разобрана трапезная собора, перест­роена колокольня. Почти все арочные проемы были растесаны, первоначальные проемы зало­жены. Поздними, не характерными для памят­ников были крыши и главы».
Реставрация Богоявленского собора велась с 1967 по 1985 г. Проделана огромная работа по восстановлению памятника. Восстанавливать сле­довало облик собора XVIII в. Но каким он был?
Исследований истории строительства памятника, его архитектурных особенностей практически не сохранилось. Прежде всего нужно было собрать исторические сведения, и Оранская работает в архивах Иркутска, Тобольска, Енисейска, Москвы, Ленинграда.
Ей помогали энтузиасты Иркутска. Одновременно всесторонне исследо­вался, обмеривался, изучался сам памятник: вы­являлся первоначальный облик собора, выясни­лись поздние дополнения,  переделки,  утраты.
Затем началось практическое осуществление реставрации. Н. М. Полунина в книге «У истоков каменного града» справедливо отмечает подвиж­нический труд людей, связанных с реставрацией собора,— архитектора Г. Г Оранской, каменщи­ка О. П. Кикаса, керамиста А. Н. Штанько и др., указывает на трудности реставрационного дела. Сейчас в соборе Богоявления расположен отдел сибирского искусства Иркутского худо­жественного музея. Посетители этой экспозиции добрым словом благодарят людей, возродивших памятник.
Но в интересах дела необходимо взглянуть на реставрацию собора Богоявления и критически. В Иркутске будут восстанавливаться еще десят­ки памятников архитектуры, и сейчас пора вы­явить ошибки в реставрационном деле, чтобы не повторять их в будущем.
По законам реставрации, восстанавливается, насколько возможно, первоначальный вид па­мятника, т. е. мы сейчас должны бы видеть со­бор Богоявления таким, каким он был в XVIII в. Но это далеко не так. Во-первых, не восстанов­лено пятиглавие на куполе основного объема.
Сейчас там возвышается только одна глава, а четыре боковые главки, по мнению ученого совета Всесоюзного научно-реставрационного комбината, не могли быть восстановлены, так как в натуре не сохранилось точных следов, кро­ме опор, свидетельствующих о том, что главки были деревянные.
Звучат эти доводы неубеди­тельно, и А. Д. Фатьянов в своей статье еще в период реставрации писал, что «есть все данные, чтобы воскресить собор в первозданном виде, то есть восстановить и шатер и пятиглавие». Ведь на изображении Богоявленского собора, выполненном Н. Красовским в 1738 г., довольно точно представлены все пять глав, их располо­жение. Пятиглавие придавало памятнику боль­шую выразительность и законченный образ.
Категория: Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 2) | Добавил: anisim (19.07.2011)
Просмотров: 1844 | Рейтинг: 5.0/12 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>