Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 26.04.2024, 05:44
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 1)


Из истории охраны памятников истории в Иркутской области - 1
Авторы: А. В. Дулов, Н. Н. Красная
ИЗ ИСТОРИИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Трудно заниматься любой деятельностью, не зная истории ее развития, не имея представления об опыте прошлого. Особенно важно это в таком специфическом деле, как охрана, использование, изучение и создание памятников истории и куль­туры. Со временем появятся специальные иссле­дования, детально показывающие, как использо­вались и охранялись историко-культурные па­мятники. Пока таких работ практически нет, и в статье ставится задача наметить важнейшие вехи развития указанной выше деятельности, по­казать особенности ее на различных этапах раз­вития общества.
Дореволюционный период можно разделить на два этапа. Первый из них, завершение кото­рого относится к концу XVIII в., естественнее всего назвать клерикальным, второй — монархи­чески-клерикальным. Что характерно для первого из этих этапов? Церкви тогда являлись наиболее важным, доминировавшим видом памятников ис­тории и культуры, и, естественно, религиозное мировоззрение определяло политику их создания, использования и пропаганды. Церкви совмещали в себе функции различных видов памятников, прежде всего исторических (чаще всего — религиозно-исторических, так как сами церкви или их отдельные приделы посвящались различным святым, имевшим нередко конкретную связь с местностью, где стояла церковь). Кроме того, церкви служили памятниками архитектуры. Наконец, внутри церквей имелись росписи, ико­ностасы, т. е. те предметы, которые мы теперь относим к памятникам монументального искус­ства.
Однако церкви все же не были единственным видом памятников. В восточносибирских остро­гах XVII—XVIII вв. такую же роль играли их главные башни, которые, подобно башне Илим­ского острога, представляли собой выразительные в художественном отношении монументальные многоярусные сооружения, венчавшиеся символом самодержавия — двуглавым орлом. Уже в начале XVIII в. появляется еще одна разновидность па­мятников монументального искусства — мемори­альные доски. В 1704 г. было закончено строи­тельство первого каменного здания в Иркутске приказной избы. В одной из комнат этого дома в стену была вложена каменная плита с вырезан­ным на ней текстом: «Божиею милостью в лете спасения 1704 году, по указу Великого государя, царя и великого князя Петра Алексеевича, всея великие и малыя и белыя Руси самодержца, по­строена сия палата при стольнике и воеводе Юрье Федоровиче Шишкине с товарищи». Ее автором, вероятно, следует считать первого из­вестного нам зодчего Иркутска М. И. Долгих, строителя приказной избы. Любопытно, что ир­кутяне сознавали ценность этой мемориальной доски. После того как в 1823 г. здание было ра­зобрано, эта плита долгое время сохранялась (с   1834 г.— в Городской Думе).
В 1789 г. происходит любопытное событие: к приезду в Иркутск генерал-губернатора И. А. Пиля выстроили триумфальные ворота - первые в городе. Вероятно, они были деревян­ные и располагались на месте будущих Московских. С этого момента можно говорить о на­чале нового этапа в истории использования памятников, важнейшей особенностью которого было прославление в памятниках Иркутска кон­кретных лиц — главным образом монархов, реже - церковных и административных деятелей.
В 1800 г. на средства вдовы мореплавателя со­оружен памятник Г. И. Шелихову, представляю­щий значительный интерес и в художественном отношении. Он был изготовлен в Екатеринбурге и по частям доставлен в Иркутск. Существенное значение имеет и другая его особенность: тексты, выбитые на памятнике, составлены лучшими рус­скими поэтами того времени Г. Державиным и И. Дмитриевым, тем самым внесшими лепту в создание одного из иркутских монументов.
1804 г. ознаменован крупной победой иркутской церкви, сумевшей добиться канони­зации первого иркутского архиепископа Инно­кентия Кульчицкого, управляющего епархией с 1727 г. Духовенству было очень выгодно и прес­тижно иметь собственных святых — это привле­кало верующих и поднимало авторитет местной церкви. В связи с канонизацией Иннокентия его тело объявили «святыми мощами» и, таким об­разом, признали ценным историко-религиозным памятником. Оно находилось в Вознесенском монастыре, в районе современного поселка Жилкино. На следующий год этому событию в городе были посвящены пышные церковные церемонии.



Категория: Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 1) | Добавил: anisim (17.07.2011)
Просмотров: 1878 | Рейтинг: 5.0/11 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>