Авторы: А. В. Дулов, Н. Н. Красная
ИЗ ИСТОРИИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И
КУЛЬТУРЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Трудно заниматься любой
деятельностью, не зная истории ее развития, не имея представления об опыте
прошлого. Особенно важно это в таком специфическом деле, как охрана,
использование, изучение и создание памятников истории и культуры. Со временем
появятся специальные исследования, детально показывающие, как использовались
и охранялись историко-культурные памятники. Пока таких работ практически нет,
и в статье ставится задача наметить важнейшие вехи развития указанной выше
деятельности, показать особенности ее на различных этапах развития общества.
Дореволюционный период
можно разделить на два этапа. Первый из них, завершение которого относится к
концу XVIII в., естественнее всего назвать клерикальным, второй — монархически-клерикальным.
Что характерно для первого из этих этапов? Церкви тогда являлись наиболее
важным, доминировавшим видом памятников истории и культуры, и, естественно,
религиозное мировоззрение определяло политику их создания, использования и пропаганды.
Церкви совмещали в себе функции различных видов памятников, прежде всего
исторических (чаще всего — религиозно-исторических, так как сами церкви или их
отдельные приделы посвящались различным святым, имевшим нередко конкретную
связь с местностью, где стояла церковь). Кроме того, церкви служили памятниками
архитектуры. Наконец, внутри церквей имелись росписи, иконостасы, т. е. те
предметы, которые мы теперь относим к памятникам монументального искусства.
Однако церкви все же не
были единственным видом памятников. В восточносибирских острогах XVII—XVIII
вв. такую же роль играли их главные башни, которые, подобно башне Илимского
острога, представляли собой выразительные в художественном отношении
монументальные многоярусные сооружения, венчавшиеся символом самодержавия —
двуглавым орлом. Уже в начале XVIII в. появляется еще одна разновидность памятников
монументального искусства — мемориальные доски. В 1704 г. было закончено строительство
первого каменного здания в Иркутске приказной избы. В одной из комнат этого
дома в стену была вложена каменная плита с вырезанным на ней текстом: «Божиею
милостью в лете спасения 1704 году, по указу Великого государя, царя и великого
князя Петра Алексеевича, всея великие и малыя и белыя Руси самодержца, построена
сия палата при стольнике и воеводе Юрье Федоровиче Шишкине с товарищи». Ее
автором, вероятно, следует считать первого известного нам зодчего Иркутска М.
И. Долгих, строителя приказной избы. Любопытно, что иркутяне сознавали
ценность этой мемориальной доски. После того как в 1823 г. здание было разобрано,
эта плита долгое время сохранялась (с 1834 г.— в Городской Думе).
В 1789 г. происходит
любопытное событие: к приезду в Иркутск генерал-губернатора И. А. Пиля
выстроили триумфальные ворота - первые в городе. Вероятно, они были деревянные
и располагались на месте будущих Московских. С этого момента можно говорить о
начале нового этапа в истории использования памятников, важнейшей особенностью
которого было прославление в памятниках Иркутска конкретных лиц — главным
образом монархов, реже - церковных и административных деятелей.
В 1800 г. на средства вдовы
мореплавателя сооружен памятник Г. И. Шелихову, представляющий значительный
интерес и в художественном отношении. Он был изготовлен в Екатеринбурге и по
частям доставлен в Иркутск. Существенное значение имеет и другая его
особенность: тексты, выбитые на памятнике, составлены лучшими русскими поэтами
того времени Г. Державиным и И. Дмитриевым, тем самым внесшими лепту в создание
одного из иркутских монументов.
1804
г.
ознаменован крупной победой иркутской церкви, сумевшей добиться канонизации
первого иркутского архиепископа Иннокентия Кульчицкого, управляющего епархией
с 1727 г.
Духовенству было очень выгодно и престижно иметь собственных святых — это
привлекало верующих и поднимало авторитет местной церкви. В связи с
канонизацией Иннокентия его тело объявили «святыми мощами» и, таким образом,
признали ценным историко-религиозным памятником. Оно находилось в Вознесенском
монастыре, в районе современного поселка Жилкино. На следующий год этому
событию в городе были посвящены пышные церковные церемонии.
|