1917—1920 гг. оставили нам главным образом памятники, рассказывающие о боях за власть Советов, митингах и демонстрациях, деятельности партийных и советских органов, о людях, ценою жизни которых была завоевана советская власть. Печальным наследием этих лет стало огромное число могил красногвардейцев и партизан.
Большинство памятников 20-х и 30-х гг.— здания и места основания сельскохозяйственных коммун и колхозов, дома и школы, в которых учились будущие участники Великой Отечественной войны, ставшие Героями Советского Союза, памятники промышленного строительства. И снова могилы — партийных, советских, комсомольских активистов.
Памятников 1941—1945 гг. в области сравнительно немного. Более трети из них — госпитали. Немало также зданий предприятий и школ, где работали или учились участники великой схватки с фашизмом. Есть и памятники, связанные с развитием культуры.
Из реликвий послевоенного времени почти две трети сосредоточены в областном центре. Это прежде всего места, свидетельствующие о развитии культуры в области, могилы видных участников Великой Отечественной войны, памятники трудовой славы.
Памятники Иркутской области отражают все важнейшие сферы деятельности народов СССР в прошлом. Исторические принято делить на пять видов: трудовой (производственной) деятельности, государственного и общественного устройства, классовой борьбы, борьбы за независимость, истории культуры. Приводим таблицу, дающую сведения о распространении видов памятников по нашей области.
Как видно из таблицы, памятников производственной деятельности в области выявлено мало. Правда, здесь еще следует учесть такое обстоятельство, как «ведомственность» изучения памятников области. В конце XIX—начале XX в. был построен такой уникальный комплекс сложных инженерных сооружений, как Кругобайкальский участок Транссибирской магистрали. В сложнейших природных условиях построены десятки мостов, тоннелей, насыпей, береговых укреплений и т. д. Но так как эти сооружения являются одновременно и архитектурными памятниками и обследовались группой архитекторов политехнического института, мы не имеем возможности дать хотя бы краткое их описание, пока результаты обследования не будут опубликованы архитекторами политехнического института. В итогах таблицы они также не учтены.
Большинство памятников трудовой деятельности находится в районах области: в Иркутске их значительно меньше. Из дореволюционных памятников этого вида отметим следующие. Комплекс зданий знаменитой Хайтинской керамической фабрики (конец XIX—начало XX в.), снабжавшей почти всю Сибирь фарфором, фаянсом, майоликой. Интересны остатки цементного завода на станции Камышет (Нижнеудинский район), построенного в 1895 г. Издалека видна высокая дымовая труба, рядом с которой находится полуразрушенный главный корпус завода. Ровесником прихода в Иркутск первого -поезда (1898) является локомотивное депо станции Нижнеудинск.
Особенно интересен такой памятник истории техники, как ледокол «Ангара». Построенный на английской верфи, он был по частям доставлен в Листвянку и ч 1900 г. собран петербургскими и местными рабочими, после чего в течение полувека плавал по Байкалу. Корабль помогал более крупному ледоколу «Байкал» пере возить грузы и пассажиров железной дороги до тех пор, пока не был введен в строй участок Кругобайкальской дороги. Оба эти ледокола были важнейшей составной частью Байкальской паромной железнодорожной переправы — третьей в мире и первой в Азии. Ледокол «Ангара» одновременно и памятник гражданской войны в Сибири: летом 1918 г, он стал лидером Байкальской военной флотилии, принимал участие в боевых операциях против белогвардейских войск. (Ледокол «Байкал» сгорел в 1918 г.)
Памятниками истории техники и производственной деятельности является также ряд сооружений советского времени, Их судьба, к счастью, не вызывает опасений. В их числе — верхний мост через Ангару в Иркутске, вошедший в строй в 1936 г. Строительство его имело огромное значение для жизни областного центра, в свое время это был один из самых больших мостов в СССР. Реликвиями такого же рода является Иркутская ГЭС — первенец Ангарского каскада, давшая первый ток в 1956 г., и Братская ГЭС (1961} — одна из самых мощных гидроэлектростанций мира.
|