Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Суббота, 20.04.2024, 04:24
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 1)


Деревянное культовое зодчество Иркутской области XVII - начала XX вв. - 8
Частое использование этих проектов предоп­ределялось двумя важнейшими факторами: во-первых, ограниченностью средств, отпускаемых на строительство; во-вторых, нехваткой профес­сиональных кадров в области.
Необходимо отметить, что требования на предъявление планов и фасадов при сооруже­нии церквей выдвигали не только духовные власти, но и гражданские, В середине XIX в. при губернском управлении создано местное Строительное отделение. Все предполагаемые церковные строения теперь должны были пред­варительно утверждаться этим отделением. Тре­бования настолько ожесточились, что даже слу­чались приостановки работ по возведению храма
Нужно отметить, что некоторые постройки этой ветви являются несомненно высокохудо­жественными памятниками церковного зодчест­ва и свидетельствуют о высоком профессиона­лизме их авторов.
В качестве примера приведем Скорбященскую церковь в селе Банщикове 1889 г. (церковь хо­рошо сохранилась). Постройка имеет оригиналь­ное объемно-планировочное решение: восьми­гранный храм с фронтонами над каждой гранью завершается малым двухъярусным восьмериком с главкой на куполе. Алтарь включен в объем храма и выделен во внешнем облике небольшой главкой над восточным шипцом. К западной грани ядра примыкает колокольня — восьмерик на четверике, завершенная полукруглым купо­лом со стройным шпилем. Постройку, отличает тонко выполненный декор фасадов с использова­нием накладной и глухой резьбы.
Другое эволюционное направление — народ­ное — продолжает традиции XVII—XVIII вв. Оно нашло распространение в районах, отдаленных от административных центров. Стилистический перелом XIX в. качественно изменил архитекту­ру построек, но традиционность деревянного зод­чества обусловила не замену одних форм дру­гими, а изменение их соотношений. Для народ­ного зодчества XIX в. заметен возврат к скром­ным лаконичным объемам, характерным для первого периода освоения Сибири. В основном это постройки клетского типа, реже ярусные. Наиболее интересным памятником этого пери­ода является церковь во имя Николая Чудотвор­ца в селе Кривая Лука Киренского района (1854). Несмотря на утрату венчающей части, сам сруб настолько интересен, что об этом памятнике нельзя не упомянуть. Он представляет собой ку­бический объем храма, дополненный с двух сто­рон более низкими объемами апсиды и при­твора, причем оба объема рублены вместе с хра­мом едиными венцами. Этот архаичный прием не встречался в постройках с середины XVII в. Необычно оформление оконных проемов — коло­да с лучковой перемычкой превращена в налич­ник. Стены сложены из бревен диаметром 30— 35 см. Монументальность и суровый облик по­стройки характерен для северных районов области.
Типичными для этого периода являются не­большие приписные церкви Коротковская 1891 г. и Нижне-Карелинская 1873 г. (постройки сохра­нились, но находятся в аварийном состоянии), обе посвященные Михаилу Архангелу. Это очень маленькие клети под четырехскатными кровля­ми, увенчанными главкой. С востока и запада —-более низкие прирубы алтаря и притвора. Не­смотря на небольшие размеры, эти церкви насто­ящие художественные произведения народного творчества. Их отличают хорошие пропорции и оригинальное решение деталей. Например, очень интересно устройство крылечка Коротковской церкви — три верхних венца притвора выступают над крыльцом, поддерживают кровлю и опираются в свою очередь на резные столбики.
Традиции объемного решения с восьмериком на четверике продолжаются в постройках XIX — начала XX в. Это церкви Николая Чудотвор­ца в селе Тунка 1899 г. и Николая Чудотворца в селе Никола 1904 г. (перестроена). В них от­четливо ощущается влияние традиций XVIII в., вместе с тем, в Тункинской церкви нарушается пропорциональное отношение восьмерика к чет­верику и заметно влияние профессиональной ар­хитектуры. Более выразительна церковь в Нико­ле, предполагается даже, что, первоначально по­строенная в 1746 г., она не была разобрана и сложена новая, как свидетельствуют докумен­ты, а только получила несколько другие формы в процессе ремонта в 1904 г.
Необходимо отметить еще одно направление народного зодчества, возникшее на стыке с офи­циальной архитектурой. Появилось оно в связи с самодеятельным творчеством крестьянства, выразившемся в их участии в составлении проектов на постройку церквей В настоящее время известны только две подобные постройки обе располагались на севере Иркутской области в Киренском районе. Первая сооружена в 1822 г по проекту священника А. Пономарева «соглас­но желанию крестьян».
Категория: Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 1) | Добавил: anisim (17.07.2011)
Просмотров: 1993 | Рейтинг: 5.0/12 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>