Частое использование
этих проектов предопределялось двумя важнейшими факторами: во-первых,
ограниченностью средств, отпускаемых на строительство; во-вторых, нехваткой
профессиональных кадров в области.
Необходимо отметить, что
требования на предъявление планов и фасадов при сооружении церквей выдвигали
не только духовные власти, но и гражданские, В середине XIX в. при губернском
управлении создано местное Строительное отделение. Все предполагаемые церковные
строения теперь должны были предварительно утверждаться этим отделением. Требования
настолько ожесточились, что даже случались приостановки работ по возведению
храма
Нужно отметить, что
некоторые постройки этой ветви являются несомненно высокохудожественными
памятниками церковного зодчества и свидетельствуют о высоком профессионализме
их авторов.
В качестве примера
приведем Скорбященскую церковь в селе Банщикове 1889 г. (церковь хорошо
сохранилась). Постройка имеет оригинальное объемно-планировочное решение:
восьмигранный храм с фронтонами над каждой гранью завершается малым
двухъярусным восьмериком с главкой на куполе. Алтарь включен в объем храма и
выделен во внешнем облике небольшой главкой над восточным шипцом. К западной
грани ядра примыкает колокольня — восьмерик на четверике, завершенная полукруглым
куполом со стройным шпилем. Постройку, отличает тонко выполненный декор фасадов
с использованием накладной и глухой резьбы.
Другое эволюционное
направление — народное — продолжает традиции XVII—XVIII вв. Оно нашло
распространение в районах, отдаленных от административных центров. Стилистический
перелом XIX в. качественно изменил архитектуру построек, но традиционность
деревянного зодчества обусловила не замену одних форм другими, а изменение их
соотношений. Для народного зодчества XIX в. заметен возврат к скромным
лаконичным объемам, характерным для первого периода освоения Сибири. В основном
это постройки клетского типа, реже ярусные. Наиболее интересным памятником
этого периода является церковь во имя Николая Чудотворца в селе Кривая Лука
Киренского района (1854). Несмотря на утрату венчающей части, сам сруб
настолько интересен, что об этом памятнике нельзя не упомянуть. Он представляет
собой кубический объем храма, дополненный с двух сторон более низкими
объемами апсиды и притвора, причем оба объема рублены вместе с храмом едиными
венцами. Этот архаичный прием не встречался в постройках с середины XVII в.
Необычно оформление оконных проемов — колода с лучковой перемычкой превращена
в наличник. Стены сложены из бревен диаметром 30— 35 см. Монументальность и
суровый облик постройки характерен для северных районов области.
Типичными для этого
периода являются небольшие приписные церкви Коротковская 1891 г. и Нижне-Карелинская 1873 г. (постройки сохранились,
но находятся в аварийном состоянии), обе посвященные Михаилу Архангелу. Это
очень маленькие клети под четырехскатными кровлями, увенчанными главкой. С
востока и запада —-более низкие прирубы алтаря и притвора. Несмотря на
небольшие размеры, эти церкви настоящие художественные произведения народного
творчества. Их отличают хорошие пропорции и оригинальное решение деталей.
Например, очень интересно устройство крылечка Коротковской церкви — три верхних
венца притвора выступают над крыльцом, поддерживают кровлю и опираются в свою
очередь на резные столбики.
Традиции объемного
решения с восьмериком на четверике продолжаются в постройках XIX — начала XX в.
Это церкви Николая Чудотворца в селе Тунка 1899 г. и Николая Чудотворца
в селе Никола 1904 г.
(перестроена). В них отчетливо ощущается влияние традиций XVIII в., вместе с
тем, в Тункинской церкви нарушается пропорциональное отношение восьмерика к четверику
и заметно влияние профессиональной архитектуры. Более выразительна церковь в
Николе, предполагается даже, что, первоначально построенная в 1746 г., она не была
разобрана и сложена новая, как свидетельствуют документы, а только получила
несколько другие формы в процессе ремонта в 1904 г.
Необходимо отметить еще
одно направление народного зодчества, возникшее на стыке с официальной
архитектурой. Появилось оно в связи с самодеятельным творчеством крестьянства,
выразившемся в их участии в составлении проектов на постройку церквей В
настоящее время известны только две подобные постройки обе располагались на
севере Иркутской области в Киренском районе. Первая сооружена в 1822 г по проекту священника
А. Пономарева «согласно желанию крестьян».
|