О второй постройке
Чечуйской Воскресенской церкви - исторических сведений сохранилось больше. В 1665 г. в селении сгорела
деревянная церковь Прихожане обратились к Преосвященному Парфению, архиепископу
Иркутскому, с прошением строить новую церковь по проекту, составленному
крестьянином Ступалкиным. При рассмотрении проекта в строительном отделе при
генерал-губернаторе Восточной Сибири «чертеж признан неодобрительным»29. К счастью,
не только чертеж Ступалкина сохранился в архивных материалах, но и сама
церковь и мы имеем редкую возможность сравнить проект с натурой.
План церкви совпадает с
тем, что предложен Ступалкиным. В объемном решении есть изменения: если в
проекте предполагалось ядро в виде простого четверика, то в натуре центральный
столб усложнился устройством фронтонов над заниженными рукавами планировочного
креста. Центричность композиции усилена четырьмя небольшими главками. Других
существенных изменений в проекте нет. Декоративное решение оставлено прежним:
сохранены элементы резного фриза в виде полусолнц, резьба наличников, характер
резных поясов, форма и пропорции венчания.
Активное строительство
храмов началось с прокладкой железной дороги. Церкви на станциях сооружались по
типовым проектам. В период с 1894 по 1904 г. в Сибири вдоль линии железной дороги
сооружено 176 церквей (из них 20 каменных,
156 деревянных), кроме упомянутых, в 1904 г. в процессе строительства
находилось еще 38 храмов Надо отметить, что в Иркутской губернии сооружение
пристанционных храмов велось менее активно, чем в других областях. К 1902 ;.
из средств, выделенных фондом имени императора Александра III на возведение
храмов на Иркутскую губернию приходилось лишь 2000 руб., тогда как на Тобольскую
- 282 260 руб., на Томскую 265 840 руб.г Енисейскую — 84 000 руб.30 В этот
период на станциях железной дороги Иркутской губер нии построены церкви:
Зиминская, Еланская, Половинская.
Продолжают строить храмы
и в селениях, отдаленных от магистрали. Всего в XX в. возведено около 50
церквей в традициях конца XIX в. Это, как правило, храмы с двумя вертикальными
осями храма и колокольни. Наиболее характерным был прием соединения ярусной
колокольни типа восьмерик на четверике с лаконичным кубическим объемом под
четырехскатной кровлей (Тимошинская Введенская церковь 1903 г., Константиновская
Троицкая 1907 г..
Иркутская Иннокентьевская 1914
г.). Церковные сооружения этого периода отражают
провинциальную инертность, воспроизводят стилизаторские сооружения в духе
второй половины XIX в
Сибирские деревянные
сельские церкви на протяжении всего периода строительства являлись главными
духовными и административными центрами. А. М. Горький отметил: «Маленькие,
язычески разнообразные, как бы игрушечные древние церкви убедительно говорят
нам о талантливости нашего народа, выраженной в церковном зодчестве». Кроме
того, памятники церковной архитектуры имеют не только эстетическую, но и
историческую ценность. В них запечатлена эпоха со всеми ее особенностями и
противоречиями. И забота о сбережении культовых памятников архитектуры и разумном
включении их в жизнь наших городов и сел — забота воистину всенародная.
|