Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Вторник, 20.10.2020, 21:51
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 1)


Деревянное культовое зодчество Иркутской области XVII - начала XX вв. - 7
Большую роль в развитии официальной архи­тектуры сыграло формирование местных строи­тельных   кадров — профессионалов-архитекторов.
Еще в 1754 г. сибирский губернатор В. А. Метляев ввел в иркутскую геодезическую школу ряд новшеств и учащимся стали преподавать арифметику, черчение, геометрию, геодезию и архитектуру. В конце XVIII в. в Иркутске на­чинает работать первый профессиональный ар­хитектор А. Я. Алексеев. С 1781 г. ближайшим его сотрудником становится коренной иркутя­нин А. И. Лосев, окончивший иркутскую геоде­зическую школу.
Для XIX в. характерно привлечение к строи­тельству зданий православных церквей професси­ональных архитекторов. Из различных архивных источников стали известны имена следующих архитекторов-проектировщиков деревянных церквей на территории Иркутской области: ар­хитектор Лоновский в 1863 г. составил проект церкви в селе Большой Торей, архитектор Дру­жин в 1868 г. — проект Бирюльской церкви, ар­хитектор Ф. Ф. Коштял в 1910 г.— проект церкви 28-го Стрелкового Сибирского полка в г. Ир­кутске, инженер Н. С. Пухлов в 1891 г.— про­ект церкви в селе Большой Елани, архитек­тор А. С. Покровский в период с 1910 по 1913 г. составил ряд проектов на церкви в се­лах Авдюшинском, Бродском, Петровском, Умыгенском, Хорь-Тагне, Еловке.
В XIX в. деревянное зодчество не только по­пало под влияние каменной архитектуры, но и стало заимствовать формы и приемы, вырабо­танные в камне. Об этом наглядно свидетель­ствуют такие постройки, как Троицкая церковь в селе Идинском 1828 г. (не сохранилась), Нико­лаевская церковь в селе Листвянка 1844 г. (пе­рестроена).
Троицкая церковь представляла собой обра­зец подражания  каменной  архитектуре.  Почти кубический объем ядра завершен восьмилотковым куполом, установленным на едва заметном широком восьмерике Над папертью четверик колокольни. Вход акцентирован портиком с четырьмя колоннами. Стены обшиты и оштука­турены под камень, в углах и в центре южного фасада пилястры.
Почти одновременно с Троицкой церковью в Забайкальской области в селе Байцетуевском строится деревянная церковь по проекту ир­кутского архитектора А Васильева (1840). При сравнении облика Байцетуевской и Идинской церквей выясняется, что постройки отличаются лишь незначительными деталями декоративного убранства. Поэтому автор предполагает, что оба здания возведены по проекту архитектора Ва­сильева.
Церковь Николая Чудотворца в селе Лист­вянка выполнена в тех же формах, что и Идинская церковь. Несущественные различия толь­ко в размерах портика, расположении пилястр и в некоторых декоративных элементах. Вместе с тем в этой церкви впервые отмечен прием, на­шедший широкое распространение на террито­рии Иркутской области: стены здания до фриза оставлены без обшивки — бревенчатый сруб ос­нования контрастирует с верхней оштукатурен­ной частью с имитацией каменных элементов.
При дальнейшем развитии официальной вет­ви механическое подражание каменной архи­тектуре сглаживается, и новые формы, заимст­вованные из каменной архитектуры, получают свою трактовку в дереве. Это явление можно наблюдать в церквах Николая Чудотворца в се­ле Большое Голоустное 1867 г., Покровской в Еланцах  1870 г., Николая Чудотворца в селе Усть-Балей 1883 -1887 гг., Вознесенской в селе Гадалей 1893 г., Иннокентьевной в деревне Мути пой 1898 г. Влияние каменной архитектуры при­вело к строительству в конце XIX в. пятигла­вых церквей Вообще многоглавые церкви не привились на территории Иркутской области и известны лишь единичные постройки: Иль­инская Макаровская церковь 1901 г., Покровская Бирюльская 1906 г.
Для XIX в. характерно заметное усиление контроля за строительством церквей со стороны духовенства. Известны даже случаи участия в проектировании церковных зданий самих свя­щенников. Так, священник Алексей Пономарев составил проект деревянной церкви в селе Макаровском (1818), священник Василий Тархов церкви в селе Нюйском (1884).
С середины XIX в. «Свод Законов» и «Устав Духовной Консистории» обязывает представлять планы и фасады на предполагаемые постройки церквей в Иркутской области. В связи с тем, что в Сибири было недостаточно архитекторов, церк­ви начинают возводить по проектам, взятым из альбомов, изданных Святейшим Синодом. В ар­хивных документах, относящихся к середине XIX в., много материалов, подтверждающих ак­тивное строительство церквей на территории области по проектам-образцам. Это Иннокентьевская церковь в селе Залог—проект № 7, церк­ви в селах Петропавловском, Карапчанском, Ху-доеланском, все во имя Николая Чудотворца — по проекту № 5, Иннокентьевская в селе Коты— проект № 9, Николаевская в селе Шарайском— проект № 6.
Категория: Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 1) | Добавил: anisim (17.07.2011)
Просмотров: 1571 | Рейтинг: 5.0/12 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>