Большую роль в развитии
официальной архитектуры сыграло формирование местных строительных кадров — профессионалов-архитекторов.
Еще в 1754 г. сибирский губернатор
В. А. Метляев ввел в иркутскую геодезическую школу ряд новшеств и учащимся
стали преподавать арифметику, черчение, геометрию, геодезию и архитектуру. В
конце XVIII в. в Иркутске начинает работать первый профессиональный архитектор
А. Я. Алексеев. С 1781 г.
ближайшим его сотрудником становится коренной иркутянин А. И. Лосев,
окончивший иркутскую геодезическую школу.
Для XIX в. характерно
привлечение к строительству зданий православных церквей профессиональных
архитекторов. Из различных архивных источников стали известны имена следующих
архитекторов-проектировщиков деревянных церквей на территории Иркутской
области: архитектор Лоновский в 1863
г. составил проект церкви в селе Большой Торей,
архитектор Дружин в 1868 г.
— проект Бирюльской церкви, архитектор Ф. Ф. Коштял в 1910 г.— проект церкви 28-го
Стрелкового Сибирского полка в г. Иркутске, инженер Н. С. Пухлов в 1891 г.— проект церкви в
селе Большой Елани, архитектор А. С. Покровский в период с 1910 по 1913 г. составил ряд
проектов на церкви в селах Авдюшинском, Бродском, Петровском, Умыгенском,
Хорь-Тагне, Еловке.
В XIX в. деревянное
зодчество не только попало под влияние каменной архитектуры, но и стало заимствовать
формы и приемы, выработанные в камне. Об этом наглядно свидетельствуют такие
постройки, как Троицкая церковь в селе Идинском 1828 г. (не сохранилась),
Николаевская церковь в селе Листвянка 1844 г. (перестроена).
Троицкая церковь представляла
собой образец подражания каменной архитектуре.
Почти кубический объем ядра завершен восьмилотковым куполом,
установленным на едва заметном широком восьмерике Над папертью четверик колокольни.
Вход акцентирован портиком с четырьмя колоннами. Стены обшиты и оштукатурены
под камень, в углах и в центре южного фасада пилястры.
Почти одновременно с
Троицкой церковью в Забайкальской области в селе Байцетуевском строится
деревянная церковь по проекту иркутского архитектора А Васильева (1840). При
сравнении облика Байцетуевской и Идинской церквей выясняется, что постройки
отличаются лишь незначительными деталями декоративного убранства. Поэтому автор
предполагает, что оба здания возведены по проекту архитектора Васильева.
Церковь Николая
Чудотворца в селе Листвянка выполнена в тех же формах, что и Идинская церковь.
Несущественные различия только в размерах портика, расположении пилястр и в
некоторых декоративных элементах. Вместе с тем в этой церкви впервые отмечен
прием, нашедший широкое распространение на территории Иркутской области:
стены здания до фриза оставлены без обшивки — бревенчатый сруб основания
контрастирует с верхней оштукатуренной частью с имитацией каменных элементов.
При дальнейшем развитии
официальной ветви механическое подражание каменной архитектуре сглаживается,
и новые формы, заимствованные из каменной архитектуры, получают свою трактовку
в дереве. Это явление можно наблюдать в церквах Николая Чудотворца в селе
Большое Голоустное 1867 г.,
Покровской в Еланцах 1870 г., Николая Чудотворца
в селе Усть-Балей 1883 -1887 гг., Вознесенской в селе Гадалей 1893 г., Иннокентьевной в деревне
Мути пой 1898 г.
Влияние каменной архитектуры привело к строительству в конце XIX в. пятиглавых
церквей Вообще многоглавые церкви не привились на территории Иркутской области
и известны лишь единичные постройки: Ильинская Макаровская церковь 1901 г., Покровская
Бирюльская 1906 г.
Для XIX в. характерно
заметное усиление контроля за строительством церквей со стороны духовенства.
Известны даже случаи участия в проектировании церковных зданий самих священников.
Так, священник Алексей Пономарев составил проект деревянной церкви в селе
Макаровском (1818), священник Василий Тархов церкви в селе Нюйском (1884).
С середины XIX в. «Свод
Законов» и «Устав Духовной Консистории» обязывает представлять планы и фасады
на предполагаемые постройки церквей в Иркутской области. В связи с тем, что в
Сибири было недостаточно архитекторов, церкви начинают возводить по проектам,
взятым из альбомов, изданных Святейшим Синодом. В архивных документах,
относящихся к середине XIX в., много материалов, подтверждающих активное
строительство церквей на территории области по проектам-образцам. Это
Иннокентьевская церковь в селе Залог—проект № 7, церкви в селах Петропавловском,
Карапчанском, Ху-доеланском, все во имя Николая Чудотворца — по проекту № 5,
Иннокентьевская в селе Коты— проект № 9, Николаевская в селе Шарайском— проект
№ 6.
|