Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Четверг, 25.04.2024, 08:17
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 1)


Деревянное культовое зодчество Иркутской области XVII - начала XX вв. - 6
С такими же грушевидными куполами. На уров­не второго этажа церковь с трех сторон опоя­сывает галерея на столбах. С южного фасада она открыта, с северного забрана решетками и при­крыта крышей.
Подобная Илимской церкви церковь Николая Чудотворца в селе Кривая Лука Киренского района (утрачена), построенная в 1788 г. на сборные средства прихожан. Она имеет еще бо­лее живописную композицию, декоративность которой подчеркнута не только скульптурно сочетающимися объемами, галереей и рядом по­крытий, но также и наличием двух нарядных, непохожих друг на друга крылечек. Пластич­ность сооружения обогащается за счет бревен­чатых стен, рубленных с остатком бревен в углах.
Близка по своему облику описанным выше постройкам Качугская Вознесенская церковь 1784 г. (утрачена). Несколько отличается в ре­шении плана Бирюльская Покровская церковь (1791). Придел в ней расположен не на втором этаже по главной продольной оси, а пристроен с северной стороны.
К ярусным храмам относится и довольно не­обычный по своей архитектуре Верхоленский собор, заложенный 14 октября 1792 г. и освя­щенный в 1795 г. (не сохранился). Впервые в истории деревянного культового зодчества Иркутской области нам становится известно имя строителя и мастера: «Мастером был иркутский цеховой Аввакум Евдокимов сын Быков, при церкви строителем был верхоленский крестья­нин Прокопий Прокопьевич сын Тюменцев с то­варищи доброхотнодателями для душеспаситель­ного вспомоществования»
Церковь имеет необычное объемно-планиро­вочное решение: традиционный прием восьмери­ка на четверике здесь отличается контрастным убыванием двух ярусов восьмериков, каждый под восмигранным покрытием. Композиция приобретает ярко выраженную вертикальную устремленность. С четырех сторон четверик ок­ружен более низкими объемами с покрытиями схожей формы. В результате храм, включающий в себя два придела, получил сложное трехгла­вое венчание, причем главы расположены не на одном общем основании, а на отдельных состав­ных объемах единого в плане помещения храма Постройку венчают пять глав, так как над трапезной и апсидой высятся главы такой же формы как над храмом. Оригинальна планиро­вочная структура — крестом.
Одной из загадок культового деревянного зодчества является Николаевская церковь Киренского монастыря. Ее непохожесть на все из­вестные церковные постройки, вероятно, объ­ясняется ее функциональным назначением — это надвратная церковь Свято-Троицкого монас­тыря, построенная в 1758 г. и освященная пер­воначально во имя Владимирской Божией Ма­тери. Церковь строит иеромонах Вениамин Юзефович, казачий сын, родом из Черниговской губернии, местечка Березна26. Возможно, в тех местах нужно искать аналогии этой уникальной постройки.
Она просуществовала до 30-х гг. XX в. При обследовании ее технического состояния в на­чале XX в. отмечена необычная крепость бре­вен, в которые с трудом можно было вбить гвоздь. В 1931 г. церковь сгорела от случайно брошенной спички.
В 1853 г. церковь переименована после об­новления и освящена во имя Николая Чудотвор­ца в знак признательности императору Николаю, положившему монастырь во второй класс.
До нашего времени дошли только фотографи­ческие снимки и зарисовки надвратной Нико­лаевской церкви. Это огромная постройка, ос­новной сруб которой сложен из 50 венцов бре­вен. С западной и восточной сторон — в одну ширину с ядром — более низкие объемы из 40 венцов. Каждый сруб покрыт каскадными кровлями, увенчанными двухъярусными вось­мериками, с более узким основанием и широкой верхней частью. Такое решение восьмериков как бы отрывает их от кровли, заставляя парить в воздухе. Восьмерики завершаются скатной кровлей и еще одним ярусом мелких восьми­гранников, увенчанных небольшим куполом со шпилем. Венчающие части срубов одинаковы по формам, средняя храмовая часть выделяется только большим размером. Под храмом нахо­дились проезжие ворота. Западный объем отли­чается от глухого алтарного устройством на вто­ром этаже террасы сплошным рядом окон, рас­положенных с трех сторон. Церковь на уровне второго этажа окружала галерея, опиравшаяся на столбы (разобрана в 1889 г.).
Высота церкви была 8 сажень (вероятно, име­ется в виду только высота сруба), ширина 4 1/2, длина 6 1/2 сажени. Храм освещался двумя яру­сами небольших прямоугольных окон со слюдя­ными оконницами.
Для Восточной Сибири характерно запазды­вание стилистических изменений, происходящих в России. Весь XVIII в. в Иркутской области продолжали возводиться храмы в русских на­родных традициях, и только в начале XIX в. в культовой архитектуре выделяется официаль­ная ветвь, которая сильно потеснила народную.
Категория: Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 1) | Добавил: anisim (17.07.2011)
Просмотров: 1892 | Рейтинг: 5.0/12 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>