С такими же грушевидными
куполами. На уровне второго этажа церковь с трех сторон опоясывает галерея на
столбах. С южного фасада она открыта, с северного забрана решетками и прикрыта
крышей.
Подобная Илимской церкви
церковь Николая Чудотворца в селе Кривая Лука Киренского района (утрачена),
построенная в 1788 г.
на сборные средства прихожан. Она имеет еще более живописную композицию,
декоративность которой подчеркнута не только скульптурно сочетающимися
объемами, галереей и рядом покрытий, но также и наличием двух нарядных,
непохожих друг на друга крылечек. Пластичность сооружения обогащается за счет
бревенчатых стен, рубленных с остатком бревен в углах.
Близка по своему облику
описанным выше постройкам Качугская Вознесенская церковь 1784 г. (утрачена).
Несколько отличается в решении плана Бирюльская Покровская церковь (1791).
Придел в ней расположен не на втором этаже по главной продольной оси, а
пристроен с северной стороны.
К ярусным храмам
относится и довольно необычный по своей архитектуре Верхоленский собор,
заложенный 14 октября 1792 г.
и освященный в 1795 г.
(не сохранился). Впервые в истории деревянного культового зодчества Иркутской
области нам становится известно имя строителя и мастера: «Мастером был иркутский
цеховой Аввакум Евдокимов сын Быков, при церкви строителем был верхоленский
крестьянин Прокопий Прокопьевич сын Тюменцев с товарищи доброхотнодателями
для душеспасительного вспомоществования»
Церковь имеет необычное
объемно-планировочное решение: традиционный прием восьмерика на четверике
здесь отличается контрастным убыванием двух ярусов восьмериков, каждый под восмигранным
покрытием. Композиция приобретает ярко выраженную вертикальную устремленность.
С четырех сторон четверик окружен более низкими объемами с покрытиями схожей
формы. В результате храм, включающий в себя два придела, получил сложное трехглавое
венчание, причем главы расположены не на одном общем основании, а на отдельных
составных объемах единого в плане помещения храма Постройку венчают пять глав,
так как над трапезной и апсидой высятся главы такой же формы как над храмом.
Оригинальна планировочная структура — крестом.
Одной из загадок
культового деревянного зодчества является Николаевская церковь Киренского
монастыря. Ее непохожесть на все известные церковные постройки, вероятно, объясняется
ее функциональным назначением — это надвратная церковь Свято-Троицкого монастыря,
построенная в 1758 г.
и освященная первоначально во имя Владимирской Божией Матери. Церковь строит
иеромонах Вениамин Юзефович, казачий сын, родом из Черниговской губернии,
местечка Березна26. Возможно, в тех местах нужно искать аналогии этой уникальной
постройки.
Она просуществовала до
30-х гг. XX в. При обследовании ее технического состояния в начале XX в.
отмечена необычная крепость бревен, в которые с трудом можно было вбить
гвоздь. В 1931 г.
церковь сгорела от случайно брошенной спички.
В 1853 г. церковь
переименована после обновления и освящена во имя Николая Чудотворца в знак
признательности императору Николаю, положившему монастырь во второй класс.
До нашего времени дошли
только фотографические снимки и зарисовки надвратной Николаевской церкви. Это
огромная постройка, основной сруб которой сложен из 50 венцов бревен. С
западной и восточной сторон — в одну ширину с ядром — более низкие объемы из 40
венцов. Каждый сруб покрыт каскадными кровлями, увенчанными двухъярусными восьмериками,
с более узким основанием и широкой верхней частью. Такое решение восьмериков
как бы отрывает их от кровли, заставляя парить в воздухе. Восьмерики завершаются
скатной кровлей и еще одним ярусом мелких восьмигранников, увенчанных
небольшим куполом со шпилем. Венчающие части срубов одинаковы по формам,
средняя храмовая часть выделяется только большим размером. Под храмом находились
проезжие ворота. Западный объем отличается от глухого алтарного устройством на
втором этаже террасы сплошным рядом окон, расположенных с трех сторон.
Церковь на уровне второго этажа окружала галерея, опиравшаяся на столбы
(разобрана в 1889 г.).
Высота церкви была 8
сажень (вероятно, имеется в виду только высота сруба), ширина 4 1/2, длина 6
1/2 сажени. Храм освещался двумя ярусами небольших прямоугольных окон со слюдяными
оконницами.
Для Восточной Сибири
характерно запаздывание стилистических изменений, происходящих в России. Весь
XVIII в. в Иркутской области продолжали возводиться храмы в русских народных
традициях, и только в начале XIX в. в культовой архитектуре выделяется официальная
ветвь, которая сильно потеснила народную.
|