Шатровые церкви
продолжают строиться и в первой трети XVIII в. До 30-х гг. XX в. сохранилась
Богоявленская церковь села Знаменского чей облик покорил знатоков русской архитектуры
В Суслова и И. Грабаря, которые писали, что «церковь по своим размерам, стройными
пропорциями, силуэту и характерным формам представляет собой один из
интереснейших памятников русского деревянного зодчества вообще».
Богоявленская церковь
построена в 1731 г.
на месте сгоревшей деревянной церкви XVIII в. В основе объемной композиции
вертикаль храма с крупным двухэтажным четвериком, увенчанным широким восьмериком
под строй ным шатром. Четверик сложен из 40 венцов, что примерно соответствует
10—12 м. По данным археологической комиссии, высота всей постройки составляла
18 саженей (т. е. более 30 м),
длина 17,5 саженей.
Это был последний из
шатровых храмов Иркутской области. О строительстве шатровых церквей в более
позднее время сведений не имеется. В конце XIX—начале XX в. к этой форме
покрытия вернулись снова, но только при устройстве шатров колоколен.
Анализ древних церковных
документов показал, что к наиболее древним постройкам кроме шатровых и
клетских относятся также и ярусные, завершенные крещатыми бочками. Как и все
остальные древние памятники конца XVII — начала XVIII в., ярусные церкви с этим
оригинальным покрытием не сохранились.
Наиболее раннее
упоминание о строительстве ярусной церкви, крытой крещатыми
бочками, находим в 1690
г. В переписных книгах Селенгинского Троицкого монастыря
значится церковь «живоначальные Троицы соборная с трапезою, деревянная. Олтарь
круглой, на церкви осмерик, а на осмерике четыре бочки, железом обитые».
Еще одним источником
информации послужил известный офорт М. И. Махаева. изображающий Иркутск в
середине XVIII в. ь. Слева от сохранившегося каменного собора Богоявления была
расположена небольшая деревянная церковь, завершенная крещатыми бочками, с
одной главой. Это Владимирская церковь, построенная в 1718 г. на средства,
собранные «блаженным» Данилушкой (в 1775 г. перестроена в каменную) В отличие от
Селенгинской Троицкой церкви и шатровых храмов постройка имела во втором ярусе
не восьмерик, а четверик. Второй ярус четверика выполнен глухим, без оконных
проемов, что указывает на общность с решением интерьеров шатровых храмов, когда
внешние объемы не соответствуют внутреннему используемому пространству.
Наиболее известной ярусной
постройкой с бочечным покрытием является Верхолеиская Богоявленская церковь 1718 г. (утрачена). Она представляет
собой ярусный храм со стройным восьмериком на четверике, увенчанным двумя ярусами
бочек. С западной стороны развитая трапезная, размерами превосходящая в плане
размеры храма. Летописи отмечают, что «вокруг храма вверху был ход с
перилами». В старых описях довольно часто упоминаются ходы и галереи,
окружавшие церкви, но, к сожалению, ни в одной постройке подобные элементы не
сохранились. Верхолеиская церковь одна
из немногих, на которых долгое время (до конца XIX я.) сохранялось древнее
покрытие бочек 1емехом (они обиты кругом небольшими резными дощечками,
расположенными одна над другой). В торцы бочек были вставлены иконы.
В середине XVIII в. в
культовой архитектуре произошел перелом, отражающий изменения
социально-экономической и церковно-административной ситуации, сложившейся в это
время в Восточной Сибири; уменьшение притока населения из России, образование
новых административно-торговых центров, усиление регламентирующих указов
строительства, рост торгового капитала, изменение социального состава населения
с усилением купечества, образование крупных торговых монополий и др.
Изменение социального
состава населения с концентрацией денежного капитала в руках немногих привело к
тому, что основными строителями церквей теперь становятся не крестьяне и
казаки, а купцы. Влияние заказчика, финансирующего строительство, было всегда
велико, тем более в Сибири, столь удаленной от столицы.
Важнейшим фактором,
оказавшим влияние на архитектуру, явилась прокладка в 60-х гг. XVIII в.
столбовой дороги, названной Московским трактом. Движение стало более регулярным,
чем по рекам и волокам. Основной приток населения поступал теперь именно по
этой дороге из средней полосы России !в отличие от XVII в., когда поток шел с
Севера). Переселенцы, уроженцы центральных областей, принесли в Сибирь свою
строительную культуру, традиции и художественные приемы. Показательно в этом
плане то, что архитектурный облик церквей этого периода в Иркутской области
резко отличается от облика церквей предыдущего. Возводимые вновь ярусные
церкви с кубоватым покрытием были распространены в средней и южной полосе
России и с переселенцами попали на иркутскую землю.
Все это предопределило
формирование во второй половине XVIII в. нового художественного
мышления, которое выразилось в усиленном внимании к декоративному оформлению.
Стремление к нарядности, живописности, усложненности форм привело к
строительству церквей с пластичным рисунком покрытия.
|