Одной из первых построек
этого периода является Успенская церковь в селе Тулун, сооруженная в 1734 г. (не сохранилась).
Объемно-планировочное решение ее еще продолжает традиции шатровых храмов:
широкий приземистый восьмерик на двухсветном четверике, причем убывание по
ширине в ярусах очень незначительно. Главное отличие Успенской Тулунской
церкви от шатровых храмов заключается пока только в форме покрытия. Храм
венчает кубоватое покрытие с плавным изгибом граней.
Подобна Тулунской
церковь в селе Идинском 1752
г. (не сохранилась). Она отличается более приземистыми
пропорциями неширокого восьмерика и формой восьмигранного шлемовидного
покрытия.
В 60-е гг. XVIII вдоль
Московского тракта строится ряд церквей с одинаковым объемно-планировочным
решением: Предтеченская церковь в селе Кугу лик 1766 г., Николаевская церковь
в селе Кимильтей 1.770г., Троицкая церковь в селе Зима 1770 г. (утрачены).
Вместе с тем еще большее
усиление светского начала, увеличение нарядности и живописности,
устремленность построек вверх достаточно ярко демонстрируют эволюцию этого
типа церквей. Ярусное убывание
подчеркнуто еще одним малым восьмериком с куполом, являющимся
переходным элементом от кубоватого покрытия к главке храма.
Условия жизни
крестьянской общины определили формирование планировочных особенностей
сибирских храмов - широкая трапезная, превосходящая по размерам храм, крыльца
и галереи.
Первое упоминание о
строительстве церкви с трапезной относится к 1693 г.: «... велети б им в
том Вознесенском монастыре... построить церковь Пресвятые Богородицы Одигитрии
с трапезою».
Для Сибири конца XVII —
начала XVIII в характерны очень мелкие населенные пункты в 2— 4 двора, поэтому
церкви строились с дополнительными помещениями, которые использовались для
моленья и решения мирских дел и могли вместить сразу много народа, собиравшегося
со всех окрестностей в праздничные дни. Таким помещением стала трапезная,
изолированная от храма и в то же время соединенная с ним при помощи дверей и
окон. В XIX в. роль трапезных в общественной жизни селений снижается, и они
либо исчезают, либо имеют незначительные размеры.
Так же как и трапезные,
галереи и гульбища выполняли религиозные и общественные функции, являясь при
необходимости либо дополнительным помещением храма, либо использовались для
общественных сходок.
Интересно, что церкви с
кубоватым покрытием расположены вдоль Московского тракта. А некоторые селения,
например Кимильтей, Кутулик, Зима, Тулун, образовались именно как притрактовые.
Одновременно ярусные
храмы начали возникать и в Приленских районах
Иркутской области. В культовых
сооружениях этих северных районов еще более проявляются декоративные принципы
XVIII в. Вместе с тем они имеют ряд уникальных отличительных особенностей. Основное
отличие северных построек — в изменении соотношения внутреннего используемого
пространства и внешних объемов.
Глухие восьмерики более
ранних церквей, расположенных вдоль Московского тракта, свидетельствовали о
том, что верхние ярусы храма не использовались. В Приленских церквах восьмерики
имеют крупные оконные проемы, служащие для освещения второго этажа — летнего
храма.
Второй важной
особенностью является наличие приделов, активно выраженных во внешнем облике
церквей. Простые объемные формы восьмериков на четверике дополнены с
одной-двух или даже четырех сторон разновысокими пристроями, что значительно
обогащает пластику сооружений. Главные фасады приобретают живописный,
асимметричный характер. Дальнейшее развитие получают крыльца и галереи. Более
разнообразными становятся формы покрытия.
Одной из интереснейших
церквей, построенных на реке Лене, была Спасская Илимская церковь (не сохранилась),
ее строительство относится к 1787
г. Она представляет собой крупный с тремя рядами окон
двухэтажный четверик с более узким восьмериком, увенчанным восьмискатным
шлемовидным покрытием с одной главой. С восточной стороны на втором этаже к
четверику примыкает крупный пятигранный алтарь, установленный на особом основании,
представляющем четырехугольный сруб одной ширины с ядром. Алтарь увенчан малым
восьмериком с грушевидным куполом и главкой. Завершает композицию с восточной
стороны еще один алтарь, прямоугольный в плане, с двумя главками, расположенными на восьмериках
|