Шатровые ярусные церкви были широко распространены на Русском Севере. Документы XVII в. показывают, что преимущественным районом выхода первопроходцев в Сибирь были северные области, и именно оттуда поселенцы принесли свои строительные приемы и художественные традиции.
Наиболее древней шатровой церковью является Воскресенская Верхоленского острога (не сохранилась). Ее считают первой, построенной в этом остроге, и относят время освящения к 1661 г. По преданию, церковь была устроена из башни-часовни, возведенной одновременно с основанием острога (1641) и перенесенной на новое место в 1647 г., а в 1660 г. ей придан вид настоящего храма пристройкой к ней трапезной и алтаря.
Анализ графических материалов отвергает возможность устройства церкви из крепостной башни, так как на чертеже довольно ясно обозначено что алтарь не прирублен к храму, а сложен одними общими венцами с четвериком.
Объемное решение церкви выполнено в традициях Русского Севера с храмом типа восьмерик на четверике, завершенным высоким шатром. Стены широкого восьмерика рублены по странам света, в одной плоскости со стенами четверика. Более низкий алтарь перекрыт бочкой. С западной стороны трапезная под двускатной кровлей, под ней было помещение для хранения «мягкой рухляди» или казны. Шатровая колокольня с широким восьмериком на четверике стояла отдельно от церкви.
Во второй половине XVIII в. в Москве появилось запрещение строить шатровые церкви. Но в Сибири это запрещение не только не соблюдалось, здесь устройство шатровых кровель даже указывалось свыше. Преосвященный Павел, митрополит Сибирский и Тобольский, прямо предписывает при построении новой церкви в Иркутском Вознесенском монастыре: «А верхи рубить на шатровые клетцы и олтари бы круглые».
На офорте М. И Махаева (1716—1770) с панорамой Иркутска середины XVIII в. изображены еще две шатровые церкви: Преображенская Знаменского монастыря и Чудотворская.
Преображенская церковь построена в 1742 г. над воротами монастыря (разобрана по. ветхости в XIX в.). Это единственная известная надвратная шатровая церковь. И судя по описи,— чрезвычайно любопытная, имеющая необычное устройство: «... алтарь на столбах... и на западной стороне на столбах паперть. Церковь крыта шатровою круглою крышею тесом; на церкви глава обита белым железом, на ней крест железный вызолочен; от земли рундук и лестница подле стены забраны досками в западную и северную сторону от дождя и погоды. У алтаря три окна и в церкви вверху и внизу 29 окон, каждое в вышину по 2 аршина 1 верш., а в ширину по 1 аршину... оконницы слюдяные».
Вторая церковь, изображенная на офорте,— Чудотворская, сооруженная в 1703 г. (в 1748 г. заменена на каменную). Летописи сообщают, что она построена наподобие Введенской церкви возле Иркутска, и приводится общее для этих церквей описание: «Здание церковное обычно состояло из двух этажей., из коих в нижнем помещались церковные вещи, а в верхнем устроялся храм, в который вело высокое, примкнутое к церковной паперти снаружи крыльцо, в вершине своей соединяющееся с переходами опоясывающими все церковное здание». При необходимости нижний этаж обращали в зимнюю церковь. Например, в Чудотворской церкви в 1736 г. «устроили в нижнем этаже храм во имя Сретения Господня».
К сожалению нам ничего не известно об архитектуре первого храма в Иркутске, но из описи 1684 г. мы узнаем, что «...посреди острогу церковь во имя Нерукотворного Образа Господа Нашего Иесуса Христа... а под папертью кругом 6 лавок о двух житиях; колокольня новая рубленая шатровая с переходы, а под цею 4 лавки, да амбар, церковные казеннее». Интересно в данном случае указание, что амбар и лавки расположены не только под самой церковью, но также и под колокольней. Вероятно, этот прием утилитарного использования первого этажа был продиктован природными климатическими условиями, когда необходимо устраивать подклет, а также желанием первых поселенцев максимально использовать все помещения любого сооружения.
Даже в XVIII в., когда возрос экономический уровень жизни поселенцев, продолжаются эти традиции; в первом каменном храме, заложенном в Иркутске в 1706 г. (Спасская церковь, нижний этаж здания предназначался для кладовой «мягкой рухляди» пушнины) и денежной казны). В дальнейшем этот этаж переделали в церковь.
Еще одна шатровая постройка известна из летописных источников — Введенская церковь села Введенского (утрачена). Церковь построена, вероятно, в конце XVII в., так как при учреждении в Иркутске Тобольского Викариатст-ва в 1707 г в числе церквей, переданных Иркутскому епископу Варлааму, значится и церковь Введенская вверх по Иркуту. Из описи имущества мы узнаем, что «церковь деревянная, во имя Введения, шатровая, об одной маковице с трапезною и папертью вокруг нее».
|