Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Понедельник, 28.09.2020, 00:27
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 1)


Деревянное культовое зодчество Иркутской области XVII - начала XX вв. - 2
Первые деревянные церкви строились вскоре после того, как ставили острог. Богатый матери­ал для изучения острожных храмов дает «Чер­тежная книга» С. Ремезова (1701). Все изобра­женные на картах церкви свободно стоят на территории острогов, Но кроме отдельно сто­ящих храмов имелись еще церкви, конструк­тивно связанные с крепостной стеной. До насто­ящего времени не сохранилось ни одной подоб­ной, и только документы отражают этот этап строительства культовых зданий.
Но   наибольшее   распространение   получили отдельно стоящие церкви. Самые древние и самые простые в Сибири - клетские. А самые известные из них илимские.
В XVII в. Илимск занимал важное стратеги­ческое положение в освоении Сибири, «пред­ставлял передовую экспедиционную линию»2. Впервые русские появились на реке Илиме в 1627 г., а в 1631 г. заложили здесь острог. В 1649 г. Илимск был превращен в город, к ко­торому на правах особого воеводства приписы­вается вся верхняя Лена. Заселение среднего течения Илима образовало уже в XVII в. доволь­но густые цепочки сел. Спафарий в своем днев­нике на отрезке 80 км отметил 13 деревень или заимок. В этих районах, исстари заселенных русскими, отмечено появление первых клетских церквей.
Единственная сохранившаяся в Илимске цер­ковь—Казанская (1679). Здание в XIX в. было значительно перестроено, но при восстановлении церкви в музее под открытым небом ей были возвращены древние формы. Церковь представ­ляет клетский сруб с прирубом с запада тра­пезной. Храм и алтарь размещаются в одном по­мещении и разделяются лишь перегородкой ико­ностаса. Несмотря на простоту плана, объемное решение очень живописно: храм и трапезная перекрыты общей двускатной кровлей, а повы­шенный сруб алтаря, постепенно расширяясь кверху, завершается бочкой3 с главкой на строй­ной шейке.
Вторая илимская клетская церковь — Вве­денская (не сохранилась). Точная дата ее по­стройки не установлена, так как клировые ведомо­сти относят ее основание к 1696 г., но ряд иссле­дователей считают церковь более древней. В объ­емном решении Введенская церковь имеет мно­го общего с Казанской. Она также представля­ла собой клетский сруб с храмом и алтарем в одном помещении. Клеть была перекрыта дву­скатной кровлей, в которую врезан небольшой четверик, увенчанный бочкой с двумя главками.
Интересно описание ее интерьеров. Это един­ственная известная церковь, которая отаплива­лась, как древние крестьянские дома — По-чер­ному. Печь размещалась под полом, во время топки дым шел в трапезную, наглухо закрытую в это время от храма. В верхней части стены было прорублено окно, через которое дым выхо­дил наружу. После топки печь «куталась» и от­крывались двери  и  специальные  окна  между трапезной и храмом, и таким образом нагревалась вся церковь.
Предтеченская церковь (утрачена), возведен­ная в 1707 г., располагалась совершенно необыч­но - среди тайги, в отдалении от селений. Цер­ковь отличается от вышеописанных илимских храмов своим аскетическим обликом и «пред­ставляет из себя в сущности обыкновенную из­бу». Это небольшой сруб, в двускатную кров­лю которого врезан со сдвижкой к востоку не большой четверик с главкой. Паперти и трапез­ной нет, их заменяет галерея, опоясывающая храм с трех сторон.
Церковью клетского типа была и Спасская Илимского острога (утрачена), построенная в кон­це XVII в. В передаточной описи Илимска, отно­сящейся к 1702—1703 гг., дано ее описание: «Церковь . рублена четвероугольная, стопою. К церкви прирублена трапеза; стены трапезы 8 сажень печатных Церковные стены с алта­рями 5 сажень. Вершена церковь по-каменному на четырех бочках. На церкви пять глав».
Спасская церковь является, таким образом, единственной известной нам пятиглавой древней церковью.
В этот же период возводится Тихвинская церковь в Иркутском Вознесенском монастыре. Благословение на построение этой церкви было дано митрополитом Тобольским и Сибирским Павлом в 1690 г.: «Строить церковь... с трапе­зою». Под алтарем церкви в  1731  г.  погребен первый иркутский епископ Иннокентий, причис­ленный впоследствии к лику святых. Церковь представляла собой четырехугольный сруб под куполообразной кровлей, состоящей из двух ярусов8.
На начальной стадии освоения Сибири наме­тилась еще одна тенденция развития деревянного культового зодчества с ярко выраженной вер­тикальной осью. Эти два основных эволюцион­ных направления существенно отличаются друг от друга. Первое — клетские храмы, генетически связанные с крестьянским жилищем и проис­ходящие от изб или юрт; второе — ярус­ные храмы, прототипами которых были куль­товые постройки Русского Севера и централь­ных областей России.
Категория: Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 1) | Добавил: anisim (17.07.2011)
Просмотров: 1599 | Рейтинг: 5.0/12 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>