Первые деревянные церкви
строились вскоре после того, как ставили острог. Богатый материал для изучения
острожных храмов дает «Чертежная книга» С. Ремезова (1701). Все изображенные
на картах церкви свободно стоят на территории острогов, Но кроме отдельно стоящих
храмов имелись еще церкви, конструктивно связанные с крепостной стеной. До
настоящего времени не сохранилось ни одной подобной, и только документы
отражают этот этап строительства культовых зданий.
Но наибольшее
распространение получили
отдельно стоящие церкви. Самые древние и самые простые в Сибири - клетские. А
самые известные из них илимские.
В XVII в. Илимск занимал
важное стратегическое положение в освоении Сибири, «представлял передовую
экспедиционную линию»2. Впервые русские появились на реке Илиме в 1627 г., а в 1631 г. заложили здесь
острог. В 1649 г.
Илимск был превращен в город, к которому на правах особого воеводства приписывается
вся верхняя Лена. Заселение среднего течения Илима образовало уже в XVII в.
довольно густые цепочки сел. Спафарий в своем дневнике на отрезке 80 км отметил 13 деревень или
заимок. В этих районах, исстари заселенных русскими, отмечено появление первых
клетских церквей.
Единственная сохранившаяся
в Илимске церковь—Казанская (1679). Здание в XIX в. было значительно
перестроено, но при восстановлении церкви в музее под открытым небом ей были
возвращены древние формы. Церковь представляет клетский сруб с прирубом с
запада трапезной. Храм и алтарь размещаются в одном помещении и разделяются
лишь перегородкой иконостаса. Несмотря на простоту плана, объемное решение
очень живописно: храм и трапезная перекрыты общей двускатной кровлей, а повышенный
сруб алтаря, постепенно расширяясь кверху, завершается бочкой3 с главкой на
стройной шейке.
Вторая илимская клетская
церковь — Введенская (не сохранилась). Точная дата ее постройки не установлена,
так как клировые ведомости относят ее основание к 1696 г., но ряд исследователей
считают церковь более древней. В объемном решении Введенская церковь имеет много
общего с Казанской. Она также представляла собой клетский сруб с храмом и
алтарем в одном помещении. Клеть была перекрыта двускатной кровлей, в которую
врезан небольшой четверик, увенчанный бочкой с двумя главками.
Интересно описание ее
интерьеров. Это единственная известная церковь, которая отапливалась, как
древние крестьянские дома — По-черному. Печь размещалась под полом, во время
топки дым шел в трапезную, наглухо закрытую в это время от храма. В верхней
части стены было прорублено окно, через которое дым выходил наружу. После
топки печь «куталась» и открывались двери
и специальные окна
между трапезной и храмом, и таким образом нагревалась вся церковь.
Предтеченская церковь
(утрачена), возведенная в 1707
г., располагалась совершенно необычно - среди тайги, в
отдалении от селений. Церковь отличается от вышеописанных илимских храмов
своим аскетическим обликом и «представляет из себя в сущности обыкновенную избу».
Это небольшой сруб, в двускатную кровлю которого врезан со сдвижкой к востоку
не большой четверик с главкой. Паперти и трапезной нет, их заменяет галерея,
опоясывающая храм с трех сторон.
Церковью клетского типа
была и Спасская Илимского острога (утрачена), построенная в конце XVII в. В
передаточной описи Илимска, относящейся к 1702—1703 гг., дано ее описание:
«Церковь . рублена четвероугольная, стопою. К церкви прирублена трапеза; стены
трапезы 8 сажень печатных Церковные стены с алтарями 5 сажень. Вершена церковь
по-каменному на четырех бочках. На церкви пять глав».
Спасская церковь
является, таким образом, единственной известной нам пятиглавой древней
церковью.
В этот же период
возводится Тихвинская церковь в Иркутском Вознесенском монастыре. Благословение
на построение этой церкви было дано митрополитом Тобольским и Сибирским Павлом
в 1690 г.:
«Строить церковь... с трапезою». Под алтарем церкви в 1731
г. погребен первый иркутский
епископ Иннокентий, причисленный впоследствии к лику святых. Церковь
представляла собой четырехугольный сруб под куполообразной кровлей, состоящей
из двух ярусов8.
На начальной стадии
освоения Сибири наметилась еще одна тенденция развития деревянного культового
зодчества с ярко выраженной вертикальной осью. Эти два основных эволюционных
направления существенно отличаются друг от друга. Первое — клетские храмы,
генетически связанные с крестьянским жилищем и происходящие от изб или юрт;
второе — ярусные храмы, прототипами которых были культовые постройки Русского
Севера и центральных областей России.
|