Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Четверг, 23.11.2017, 01:04
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 1)


Деревянное культовое зодчество Иркутской области XVII - начала XX вв. - 1
Автор: И. В. Калинина
 ДЕРЕВЯННОЕ КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ XVII — НАЧАЛА XX ВВ.
В настоящее время в Иркутской области со­хранилось около 150 церквей, большинство из них в сильно перестроенном виде. В начале XX в. на территории Иркутской губернии насчи­тывалось по неполным данным около 350 церк­вей, из них только 64 каменных, остальные де­ревянные. А также множество часовен, учесть которые не представляется возможным. Многие из построек по своей архитектуре являлись уни­кальными.
К сожалению, научная литература о культо­вых сооружениях Восточной Сибири немного­численна. Исследование истории развития цер­ковного зодчества началось в начале XX в. В это время были опубликованы работы с привлече­нием иллюстративного материала, в том числе «Сборник известий Императорской Археологи­ческой комиссии», посвященный памятникам архитектуры Иркутской губернии. (Эдной из пер­вых публикаций обобщающе-типологического характера была работа иркутского исследовате­ля И. И. Серебренникова «Памятники старинно­го деревянного зодчества», изданная в 1915 г., в которой автор классифицирует памятники церковного зодчества по их объемно-планиро­вочному решению Существенный вклад в изу­чение культуры Сибири  внес Д.  А.  Болдырев-Казарин В книге «Народное искусство Восточной Сибири» он рассматривает истоки формиро­вания сибирского искусства и впервые говорит о существовании своеобразного стиля - «сибир­ского барокко».
В 60-е гт XX в. издано несколько работ по истории архитектуры Сибири с конкретным ана­лизом отдельных ее исторических этапов. Б. Оглы, Т. Проскурякова, В. Кочедамов, А. Ополовников, А. Ковалев, М. Минерт — авторы этих исследований касаются, в основном, архитекту­ры отдельных сооружений, но отсутствуют ра­боты обобщающего характера по церковному зодчеству. Эта тема стала актуальной не только в связи с ростом культурных запросов нашего общества, но и, как ни прискорбно, с постепенной утратой памятников культовой архитектуры Мы знаем случаи уничтожения памятников. Сохранившиеся здания церквей в большинстве своем  находятся  в  аварийном  или  полуразрушенном состоянии. Памятники культовой архи­тектуры имеют эстетическую и историческую ценность, многие из них — шедевры русского зодчества, в которых запечатлена эпоха со все­ми ее особенностями и противоречиями.
В этой работе пойдет разговор об архитекту­ре деревянных церквей конца XVII —- начала XX в. в Иркутской области. Исследование ос­новано на натурном изучении объектов, архив­ных изысканиях и общении историкографиче-ских источников.
Количество возводимых храмов в разные пе­риоды было различным и зависело от многих факторов экономического и политического ха­рактера: уровня торговли, регламентирующих указов, строительства почтовых и железных до­рог. Так, в начале XIX в. в связи с неурожаями и войной 1812 г. и ухудшившимся экономическим положением России храмов строится меньше.
Можно предположить, что резкий подъем строительства в 60-е гг. XIX в. явился реакцией на реформу 1861 г
Говоря об архитектуре культовых построек, необходимо сказать несколько слов об их пер­воначальном назначении. Церковное здание пред­назначалось для религиозных действий, предпо­лагавших проповедничество, общение с паствой, а также организацию сакральных (культовых) зрелищ. По утверждению богословов, храм — это «дом божий», и он являет отражение божест­венной красоты и представляет единство церк­ви земной и небесной. В самом здании церкви воплощена важнейшая мысль христианского вероучения — разделение мира на видимый и не­видимый. Это представление о двуединости ми­ра и воплотилось в организации внутреннего строения здания — четком разделении сакраль­ной части храма (алтарь) и места, предназначен­ного для паствы (храм).
С западной стороны храма находится более низкая трапезная, которая используется как до­полнительное помещение для моленья в празд­ничные дни при большом скоплении народа. Кроме основных религиозных функций церкви имели еще и общественные. Церковные трапез­ные являлись местом встреч для решения раз­личных мирских вопросов. Перед входом в тра­пезную или в храм располагался притвор, слу­жащий тамбуром.
В тех случаях, когда церковь посвящалась нескольким святым, объемно-планировочное ре­шение усложнялось еще пристроями приделов. Они размещались с южной или северной стороны от храма, но не доходили до алтаря. Придел имел ту же структуру, что и главное здание т.е. делился на алтарь и место для мо­ленья), но отличался меньшими размерами.
Церковные здания являются памятниками ис­торической эпохи, их создавшей. Церковь вы­полняла религиозные, оборонительные, общест­венные, мемориальные и другие функции. Это и определило ее архитектурный образ.



Категория: Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 1) | Добавил: anisim (17.07.2011)
Просмотров: 1867 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>