Автор: И. В. Калинина
ДЕРЕВЯННОЕ КУЛЬТОВОЕ ЗОДЧЕСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ XVII —
НАЧАЛА XX ВВ.
В настоящее время в
Иркутской области сохранилось около 150 церквей, большинство из них в сильно
перестроенном виде. В начале XX в. на территории Иркутской губернии насчитывалось
по неполным данным около 350 церквей, из них только 64 каменных, остальные деревянные.
А также множество часовен, учесть которые не представляется возможным. Многие
из построек по своей архитектуре являлись уникальными.
К сожалению, научная
литература о культовых сооружениях Восточной Сибири немногочисленна.
Исследование истории развития церковного зодчества началось в начале XX в. В
это время были опубликованы работы с привлечением иллюстративного материала, в
том числе «Сборник известий Императорской Археологической комиссии»,
посвященный памятникам архитектуры Иркутской губернии. (Эдной из первых
публикаций обобщающе-типологического характера была работа иркутского
исследователя И. И. Серебренникова «Памятники старинного деревянного
зодчества», изданная в 1915 г.,
в которой автор классифицирует памятники церковного зодчества по их
объемно-планировочному решению Существенный вклад в изучение культуры
Сибири внес Д. А.
Болдырев-Казарин В книге «Народное искусство Восточной Сибири» он
рассматривает истоки формирования сибирского искусства и впервые говорит о
существовании своеобразного стиля - «сибирского барокко».
В 60-е гт XX в. издано
несколько работ по истории архитектуры Сибири с конкретным анализом отдельных
ее исторических этапов. Б. Оглы, Т. Проскурякова, В. Кочедамов, А. Ополовников,
А. Ковалев, М. Минерт — авторы этих исследований касаются, в основном,
архитектуры отдельных сооружений, но отсутствуют работы обобщающего характера
по церковному зодчеству. Эта тема стала актуальной не только в связи с ростом
культурных запросов нашего общества, но и, как ни прискорбно, с постепенной
утратой памятников культовой архитектуры Мы знаем случаи уничтожения
памятников. Сохранившиеся здания церквей в большинстве своем находятся
в аварийном или
полуразрушенном состоянии. Памятники культовой архитектуры имеют
эстетическую и историческую ценность, многие из них — шедевры русского
зодчества, в которых запечатлена эпоха со всеми ее особенностями и
противоречиями.
В этой работе пойдет
разговор об архитектуре деревянных церквей конца XVII —- начала XX в. в
Иркутской области. Исследование основано на натурном изучении объектов, архивных
изысканиях и общении историкографиче-ских источников.
Количество возводимых
храмов в разные периоды было различным и зависело от многих факторов
экономического и политического характера: уровня торговли, регламентирующих
указов, строительства почтовых и железных дорог. Так, в начале XIX в. в связи
с неурожаями и войной 1812 г.
и ухудшившимся экономическим положением России храмов строится меньше.
Можно предположить, что
резкий подъем строительства в 60-е гг. XIX в. явился реакцией на реформу 1861 г
Говоря об архитектуре
культовых построек, необходимо сказать несколько слов об их первоначальном
назначении. Церковное здание предназначалось для религиозных действий, предполагавших
проповедничество, общение с паствой, а также организацию сакральных (культовых)
зрелищ. По утверждению богословов, храм — это «дом божий», и он являет отражение
божественной красоты и представляет единство церкви земной и небесной. В
самом здании церкви воплощена важнейшая мысль христианского вероучения —
разделение мира на видимый и невидимый. Это представление о двуединости мира
и воплотилось в организации внутреннего строения здания — четком разделении
сакральной части храма (алтарь) и места, предназначенного для паствы (храм).
С западной стороны храма
находится более низкая трапезная, которая используется как дополнительное
помещение для моленья в праздничные дни при большом скоплении народа. Кроме
основных религиозных функций церкви имели еще и общественные. Церковные трапезные
являлись местом встреч для решения различных мирских вопросов. Перед входом в
трапезную или в храм располагался притвор, служащий тамбуром.
В тех случаях, когда
церковь посвящалась нескольким святым, объемно-планировочное решение
усложнялось еще пристроями приделов. Они размещались с южной или северной стороны
от храма, но не доходили до алтаря. Придел имел ту же структуру, что и главное
здание т.е. делился на алтарь и место для моленья), но отличался меньшими размерами.
Церковные здания
являются памятниками исторической эпохи, их создавшей. Церковь выполняла
религиозные, оборонительные, общественные, мемориальные и другие функции. Это
и определило ее архитектурный образ.
|