Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Суббота, 15.08.2020, 12:11
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Открытие Сибири ч. 1


Открытие Сибири - 6
История Сибири столь же обширна по масштабам, по сложности стоящих перед исследователями проблем, сколь мало изучена и исследована. Во многом еще та­инственная и загадочная, она полна «белых пятен», про­валов и пробелов часто на самых интересных, наиболее важных ее страницах.
Соответственно всевозрастающей роли Сибири в со­временности, в строительстве нового, социалистического общества увеличивается, растет непрерывно и заинтере­сованность историей ее народов как у нас, так и за ру­бежом. Но, как и все в нашем мире, этот интерес выра­жается в различных формах, находится в непосред­ственной связи с классовой идеологией историков, с идеологической борьбой нашего века. И не только нашего!
С самого начала ученых волновал вопрос о месте на­родов Сибири во всемирной истории. О том, что они внесли в мировую культуру?
Еще в XVII—XVIII столетиях определились различ­ные направления исторической мысли, часто контрастно противоположные друг другу.
Первое такое направление — европоцентризм. (Это идеология европейских колонизаторов, которые не толь­ко порабощали, но и всячески унижали народы зависи­мых стран. Все лучшее в мировой культуре они выво­дили только из Европы.) Оно нашло выражение уже в первом обширном сочинении о Сибири и соседних с ней странах, которое принадлежало одному из видных ученых-гуманитариев конца XVII — начала XVIII века, другу Петра Первого Н. Витзену. Труд его имел назва­ние «Описание Северной и Восточной Татарии».
Витзен, пораженный художественными изделиями из драгоценных металлов, найденными в сибирских курга­нах, не мог поверить, что такие вещи, отмеченные пе­чатью творческой фантазии и тонкого вкуса, созданы предками проживающих в Сибири «диких и злых языч­ников».
В том же XVIII веке благодаря трудам путешест­венников Д. Мессершмидта и его спутника Ф. Табберта-Страленберга ученый мир Запада узнал об удивитель­ных и загадочных памятниках древности на Енисее. В том числе о стелах с какими-то странными изображе­ниями и надписями на неизвестном языке, о высоких курганах, огражденных вертикальными каменными пли­тами. И тогда же французский ученый, аббат Бальи пришел к неожиданному выводу о стране мудрых ат­лантов и самой Атлантиде. По мысли Бальи, именно ат­ланты Платона, а вовсе не предки сибирских племен оставили после себя и эти курганы — целую страну курганов, и стелы с надписями...
Всего ярче такие взгляды на рубеже XVIII и XIX ве­ков выразил крупный историк с европейским именем А Шлёцер автор «Нестора» — монументального ис­следования' русских летописей и «Всеобщей северной истории». Шлёцер, как и другие его современники не допускал мысли, что у северных народов может быть собственная история. Он писал: «Каков был етот север до его открытия? Ето никому не известно, да и никто знато етого не может. Как населявшие его люди жили подобно диким, без всякого сношения с иноплеменными, не имея средства, ежели бы и делали что-нибудь досто­памятное, сохранить в чистоте память онаго хотя через один ряд человеческого века, то как же предполагать возможность, чтобы об них существовала история, хо­тя такая история наполняла бы азбуку в наших исто­рических системах?»
«Все эти, частично древнейшие, многочисленные и далеко распространенные нации (исключая одних мадь­яр), однако, никогда, — развивает он свою мысль, — на арене народов не играли никакой роли. Они не при­надлежат к империозис популис. Они не произвели ни одного завоевателя. Но, наоборот, были добычей сво­их соседей. К тому же не имели они и никаких соб­ственных летописей, но вся, целиком, их история за­ключена в истории их победителей».
Следует, кстати, отметить, что влияние традицион­ного европоцентризма сказывалось даже на взглядах тех историков и этнографов, которые в своей практиче­ской деятельности стояли на прогрессивных, демократи­ческих позициях, стремились защищать малые народы Сибири от хищнической эксплуатации купцами и ца­ризмом. Примером могут служить высказывания П. Словцова. Некогда воодушевленный радищевскими идеями, такой же убежденный «рабства враг и друг свободы», Словцов в своей сибирской истории писал, что в прошлом русской Сибири не было ничего «подлин­ного», ничего «самобытного».
Категория: Открытие Сибири ч. 1 | Добавил: anisim (26.06.2011)
Просмотров: 1450 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>