Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Суббота, 20.04.2024, 21:13
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Открытие Сибири ч. 1


Открытие Сибири - 7
Второе, столь же реакционное, враждебное истори­ческой правде, шовинистическое направление выдаю­щийся наш востоковед академик Н. Конрад назвал «азиацентризмом». Сторонники этого направления стре­мятся преувеличить историческую роль какого-то одно­го азиатского народа за счет принижения роли других. С их точки зрения, все эти народы являются народами «второго сорта», неполноценными, неспособными созда­вать собственные культурные ценности, народами «не­историческими». В сущности говоря, сегодня это направ­ление следует называть маоистским, поскольку оно связано с китаецентристской, агрессивио-гегемонистской идеологией и политикой нынешних правителей Ки­тая.
В историческом же аспекте оба эти направления имеют глубокие корни в прошлом. Европоцентризм в своих истоках уходит в политику и идеологию рабо­владельцев Древнего Рима. Исторические корни второ­го обнаруживаются еще глубже, в рабовладельческом Китае эпохи Чжоу, три тысячелетия тому назад.
Разумеется, существовало и противоположное, демо­кратическое направление. По отношению к народам Си­бири оно начинается трудами С. Крашенникова, прони­занными гуманистическим подходом к этим народам, симпатией к ним и уважением к их культуре. Ученый отдавал должное не только стойкости в борьбе с при­родой, но художественным способностям северных пле­мен. Он с удивлением наблюдал у них, у этих «детей природы», проявления своего рода философской мысли, вплоть до стремления «изведать самую мысль птиц и рыб». С той же убежденностью в творческой силе наро­дов Сибири изучали их историю и культуру и другие прогрессивные русские и зарубежные ученые и писа­тели.
Яркую и сильную речь в защиту кочевников Азии произнес, например, 6 марта 1891 года на заседании Русского антропологического общества выдающийся общественный деятель и ученый Сибири, демократ по убеждениям Н. Ядринцев.
«Задавшись целью коснуться кочевого быта и его значения в истории человеческой культуры, — говорил он, — мы должны сказать несколько слов о тех пред­убеждениях и ходячих взглядах, какие по рутине уста­новились на жизнь кочевников. Эти воззрения состав­ляют характерную черту оседлого человека, смотряще­го на всякую другую форму быта как на крайнее за~-блуждение и дурную привычку. Кочевник обыкновенно выставляется противоположностью культурного осед­лого человека, его антиподом и антагонистом. Все свой­ства кочевника выдаются как враждебные культуре и цивилизации. Кочевник считается варваром, угрожаю­щим оседлому быту. Некоторые его называют «врагом природы» и приписывают кочевому быту опустошение лесов и превращение плодородных мест в степи и пастбища.
К сожалению, враждебный взгляд на кочевни­ков, — продолжал Ядринцев, — усвоили не одни рети­вые культуртрегеры, но иногда проникались им и не­осмотрительные ученые. Ясно, что ученые заражались здесь теми же предрассудками культуртрегеров и не хо­тели вникнуть в экономическую сторону быта кочевни­ков, как равно упускали из виду точку зрения, которая побуждает смотреть на различные формы быта в их последовательном историческом и культурном разви­тии, от форм менее совершенных к более высшим».
Ядринцев брал под защиту от культуртрегеров, то­гдашних идеологов колониализма, не только скотово­дов-кочевников, но и звероловов-охотников тайги и тундры. Он совершенно справедливо писал, что охотни­кам и кочевникам принадлежит заслуга создания соб­ственной материальной и духовной культуры. Еще бу­дучи охотником, человек создал «массу усовершенство­ванных орудий, доказывающих продолжительный опыт и упражнение в занятиях».
Перейдя на ступень скотоводства, от присваивающе­го хозяйства к производящему, кочевник поднялся на новую ступень экономического развития. «В кочевом быте появилась экономия человеческой силы, замена ее животным — он применяет ее везде. Жилище он везет, добычу охоты также (прежде он ее таскал на спине, на лыжах, на санках). Он придумал работу для лошади: валянье кошмы, войлока; впоследствии, при введении земледелия, он молотит конскими копытами хлеб.



Категория: Открытие Сибири ч. 1 | Добавил: anisim (26.06.2011)
Просмотров: 2298 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>