Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 02.10.2020, 07:24
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Иркутск в предвоенные десятилетия (1920 - 1941 гг.)


Становление социалистической культуры - 2
Наполнена была школьная жизнь и борьбой с проявлениями «схолас­тики, формализма и бюрократизма старой школы», с «лженаукой педоло­гией», а в конце 1930-х с «врагами народа» как среди руководителей облоно, так и среди простых учителей.
Особой страницей культурной жизни Прианагрья в 1920—1930 гг. яв­ляется ликвидация безграмотности среди взрослого населения. С 1 мая 1920 г. все взрослое население Иркутска и его пригородов с 17 до 50 лет обязывалось пройти обучение в течение 15 месяцев. В порядке трудовой повинности привлекались преподаватели всевозможных гражданских и во­енных учреждений, студенты университета. К нежелавшим обучаться пред­принимались жесткие, но малоэффективные административные меры, вплоть до принудительных работ.
24 декабря 1920 г. была организована чрезвычайная комиссия по лик­видации безграмотности в губернии (ИргубграмЧК). 28 января 1921 г. губ­ревком распорядился начать обучение всех неграмотных губернии в возра­сте от 14 до 50 лет. На следующий день в Иркутске открылись первые краткосрочные губернские курсы по подготовке инструкторов по ликвида­ции безграмотности7. В ликпунктах изучались родной язык (чтение и пись­мо), арифметика, начала политграмоты.
На 1 июня 1924 г. в Иркутске действовало 28 ликпунктов, где обуча­лось 744 человека. Проблема безграмотности в Иркутске стояла не так остро, как в сельских районах губернии. На 9-й губернской партийной конференции в 1923 г. говорилось, что в губернии 30,36 % грамотных лю­дей, в Иркутске уровень грамотности составлял до 61 %.
Сроки ликвидации безграмотности постоянно переносились из-за ес­тественного роста числа неграмотных и рецидивов неграмотности. Успехи же кампании широко пропагандировались. Так, рабочий А. Забродин во время проведения 1 мая 1925 г. в губернии праздника грамоты писал, что после окончания Иркутской школы грамоты он «стал хорошо читать и писать, и разбираться с некоторыми вопросами... Сейчас я себя чувствую очень свободно и хорошо».
Обучение неграмотных было главной целью культпохода, начавшегося в крае в ноябре 1928 г. Граждане перечисляли на ликбез средства и публи­ковали вызовы своим товарищам с предложением сделать то же самое. «Восточно-Сибирская правда» организовала посредническое бюро по лик­безу, в котором малограмотный мог найти себе учителя.
С 1936 г. программа школ для малограмотных начала приводиться в соответствие с программой начальной школы. Малограмотными стали счи­таться те, кто не имел знаний в объеме четырехлетки.
В 1920— 1930-е гг. сформировалась устойчивая система профессиональ­но-технического образования, просуществовавшая без значительных изменений до 1950-х гг. Основной ее задачей была подготовка техников, агрономов, фельдшеров и медицинских сестер, учителей начальных классов и др. Сред­няя специальная школа рассматривалась как наиболее массовый источник кад­ров для восстановления и развития производительных сил общества.
В начале 1920-х гг. в Иркутске было открыто множество учреждений профессионально-технического образования. Большинство из них откры­валось на базе существовавших еще до Гражданской войны учебных заве­дений. 11 сентября 1920 г. открылся Иркутский политехникум повышен­ного типа с трехлетним курсом обучения. Его основой послужили техни­ческое и промышленное училища. Политехникум включал в себя механи­ческое, архитектурно-инженерно-строительное, горнозаводское, химичес­кое, лесное, подготовительное отделения. В июле 1921 г. Политехникум был официально утвержден как Практический Политехнический институт. В 1922 г. в нем обучалось 800 студентов. В 1921 г. на базе бывшего ремес­ленного училища была открыта Иркутская профессионально-техническая школа подростков (рабочий техникум), специализировавшаяся на метал­лообрабатывающей, деревообделочной, кожевенной, швейной специаль­ностях. В том же году открылся Иркутский вечерний лесотехникум.
Бывшая учительская семинария была преобразована в Иркутский опыт­ный педагогический техникум, бывшая военная фельдшерская школа стала Иркутской фельдшерской школой. На базе низшей акушерско-фельдшерской школы был открыт Иркутский медицинский техникум, находивший­ся под наблюдением профессуры медицинского факультета Иргосуна. Так­же в городе действовали Иркутские землемерные курсы, Иркутские курсы нарсвязи, Иркутская драматическая школа, Иркутская первая художествен­ная мастерская-студия, курсы строительных десятников.
Интереснейшей страницей становления музыкального образования яви­лась организация в Иркутске первого в стране музыкального университета, ректором которого стала Е.Г. Городецкая, чья музыкальная школа в тече­ние 20 лет до революции пользовалась всероссийской известностью. Были открыты 5 отделений: фортепьянное, вокальное, оркестровое, общеобразо­вательное, музыкальной науки и композиции. В университете работало 100 преподавателей, обучавших до 2 тыс. человек. Экономические трудно­сти не позволили продолжиться данному начинанию в полной мере. С января по апрель 1922 г. университет просуществовал в виде Сибирской консерватории и был закрыт. 9 сентября 1922 г. начал свою жизнь музы­кальный техникум.
Экономический кризис тяжело сказался на профессиональной школе. Тем не менее учреждения профобра находились в более благоприятном положении, чем общеобразовательные школы, так как им серьезную по­мощь оказывали заинтересованные промышленные предприятия. Контин­гент учительского персонала в учреждениях, подведомственных профобру, был по сравнению с другими сферами образования достаточно высок. Так лиц с высшим образованием в 1923 г. было 40 %, с незаконченным выс­шим — 23 %, со средним образованием — 37 %.
Категория: Иркутск в предвоенные десятилетия (1920 - 1941 гг.) | Добавил: anisim (09.05.2011)
Просмотров: 1613 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>