С 1922 г. в Иркутской губернии
начали активно создаваться школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Они
действовали при различных предприятиях, в частности при депо Иркутск (на 20
человек), при станции Ленино (на 23 человека), при гостипографии № 1 (на 25
человек), при кожзаводе. К 1929
г. в Иркутске действовало 7 техникумов: индустриальный,
сельскохозяйственный, педагогический, фармацевтический, художественный и
музыкальный, две школы фабрично-заводского ученичества и 26 профессиональных курсов.
Целый ряд преобразований
система начального и среднего профессионального образования пережила в годы
первых пятилеток. В целом система образовательных учреждений и номенклатура
специальностей стали более упорядоченными.
14 февраля 1920 г. возобновил работу
университет. Обязанности ректора сначала выполнял В.П. Доманжо, с весны 1920 г. — Н. Д. Бушмакин. В
состав университета входили историко-филологический, юридический,
физико-математический и медицинский факультеты. Структура факультетов часто менялась.
Большую роль сыграли факультеты педагогический и общественных наук. После
закрытия аналогичных отделений в других вузах, Иркутский университет на долгие
годы стал единственным в Сибири центром подготовки высококвалифицированных
специалистов-гуманитариев и педагогов.
Взаимоотношения университета с
новой властью не всегда были гладкими. Так, во время проведения реорганизации
университета, 5 апреля 1920 г.,
ревком издал указание приостановить деятельность юридического и филологического
факультетов. Это событие взбудоражило город, помешало приезду новых
преподавателей. В июне 1920 г.
вступило в силу новое Положение об университете. На марксистских принципах
перестраивалось обществоведение, создавалась партийная организация вуза. Уже в
ноябре 1923 г.
на 9-й партийной конференции комфракция губисполкома заявила, что у
университета «взаимоотношения с нами почти нормальные», однако необходимо,
«чтобы ученая публика чувствовала, что имеет дело с рабоче-крестьянской
диктатурой».
В октябре 1920 г. 2316 студентов
приступили к занятиям, которые проводили 30 профессоров, 65 преподавателей, 65
ассистентов, 10 профессорских стипендиатов и 14 вспомогательных работников.
Показателен социальный состав обучавшихся. С 1921 по 1928 г. численность выходцев
из рабочих семей выросла в ИГУ с 14 до 24 %, численность крестьянства колебалась
на уровне 20 — 28 %. Доля служащих поднялась за эти годы с 28 до 43 %,
интеллигенции снизилась с 26 до 0,7 %.
Условия обучения были тяжелыми.
В 1925 г.
профессор Н.Д. Бушмакин говорил о том, что до 80 % студентов болеют
малокровием, нервным переутомлением, туберкулезом. Но, несмотря на право не
посещать лекционные занятия, они проходили при полных аудиториях. «Пройдут
года, и многое изменится в быстром беге истории, но Иркутский государственный
университет будет вечно свидетельствовать, что русский народ в период тяжкой
разрухи, голодный, раздетый, нашел в себе силы выделить последние крохи на
постройку дома науки для удовлетворения своих духовных потребностей».
19 августа 1920 г. приступил к работе
иркутский рабочий факультет, просуществовавший до 1938 г. В разные годы на нем
обучалось от 350 до 600 слушателей. Его основными задачами были подготовка
слушателей к университетскому курсу и одновременно пролетаризация студенчества.
В годы кризиса высшей школе и
научным учреждениям активно помогали хозяйственные организации и предприятия,
заинтересованные в высококвалифицированных кадрах и научной помощи.
Бурный индустриальный подъем
привел к реорганизации системы высшего образования. В 1930 г. факультеты
университета послужили основой для Иркутского медицинского (1930),
финансово-экономического (1930) и педагогического институтов (1931). Сам же
университет был расформирован. Курс на создание узкоспециализированных вузов и
отказ от многопрофильных нанес сильнейший удар по всей вузовской системе. В
ноябре 1931 г.
университет был восстановлен, но деятельность исторического и филологического
факультетов была остановлена на 10 лет.
В конце 1932 г. в Иркутске работало
уже 13 вузов, большинство из которых вскоре прекратили работу, в том числе
институт советского строительства (1931), советского права (1931), снабжения
(1931), пушно-сырьевой (1931), мясной (1931), железнодорожного транспорта (1932),
Промышленная академия (1932), Коммунистический университет.
В 1939 г. в городе действовало
8 вузов, в том числе институты: медицинский (1677 учащихся), стоматологический
(265), сельскохозяйственный (341), учительский (93), педагогический (765), финансово-экономический
(438), горно-металлургический (739), госуниверситет (986). В 1939 г. 0,7 % мужчин и 0,36
% женщин области имели высшее образование.
К серьезным противоречиям
между старым и новым поколением ученых приводила установка на быстрое создание
новой рабоче-крестьянской интеллигенции. Первые не могли воспринимать молодежь
как специалистов, считая, что только через 10 и более лет можно достичь
необходимого квалификационного уровня, вторые не принимали идеологических установок
своих учителей. В 1940 г.
из 421 научного работника вузов (кроме финансового и стоматологического
институтов) 320 не имели ученых степеней и званий, 80 % преподавателей вузов
были ассистентами. Только в двух вузах имелись доктора наук. Из 30
преподавателей кафедр основ марксизма-ленинизма ни один не имел ученой степени.
|