Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Среда, 24.04.2024, 14:03
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Иркутск в предвоенные десятилетия (1920 - 1941 гг.)


Становление социалистической культуры - 1
Автор: С.М. Алексеев

            СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В послереволюционные годы культурная жизнь Иркутска стала напол­няться новым содержанием и новыми ценностями. К ним приобщались тысячи прежде крайне далеких от культуры людей. Принципиально изменилась материальная база культуры и система ее управления. Выработан­ные в то время организационные и идеологические принципы культурного строительства оставались без особых изменений до самого конца суще­ствования советского государства. Все эти годы Иркутск был безусловным лидером культурного развития Прибайкалья и укреплял свою роль одного из ведущих культурных центров Сибири. Однако развитие культуры горо­да имело свои взлеты и падения. Финансовый кризис первой половины 1920-х гг. привел к серьезному упадку образования и культуры. Достаточ­но свободное развитие культуры в 1920-е гг. сменилось в 1930-е гг. свер­тыванием демократических начал, созданием полностью подконтрольных коммунистической партии творческих союзов и организаций.
Одним из первых решений советского руководства в Иркутске в куль­турной сфере стала ликвидация в феврале 1920 г. Министерства народного просвещения правительства Колчака. Все отделы образования и учебные заведения гражданских и военных ведомств переданы в Комиссариат на­родного просвещения, вскоре преобразованный в губернский отдел народ­ного образования под руководством Д.К. Чудинова. Губоно сосредоточил в себе наиболее квалифицированные кадры и стал своеобразным штабом по проведению культурной политики в губернии. В его ведении находи­лось среднее и профессиональное образование, внешкольное просвещение детей и взрослых, библиотечное, архивное, издательское дело, музеи, те­атры и др. В силу неразвитости коммуникаций с уездами, основная работа губоно сосредотачивалась в Иркутске.
В 1920-е гг. на смену дореволюционной образовательной системе дол­жна была прийти «новая школа», которая мыслилась как единая, трудо­вая, политехническая, то есть она должна была соблюдать последователь­ность содержания обучения на всех ступенях от детского сада до универси­тета, участвовать в общественно полезном труде, давать начальные произ­водственные знания и навыки. Учителя должны были стать проводниками новых идей и новой социальной политики.
Неоднозначно было воспринято населением распоряжение губревкома об отмене преподавания Закона Божьего во всех учебных заведениях. Еще в течение нескольких лет отдел народного образования и Иркутская ВЧК отме­чали случаи прекращения школьных занятий во время церковных праздни­ков. Распоряжениями местных властей были закрыты многие церковно-приходские школы, епархиальное училище, Иркутская духовная семинария и Ир­кутское мужское духовное училище. Как не отвечающие духу времени, были закрыты женский институт, кадетский корпус, учительская семинария.
Сеть школ была неустойчивой. В 1921/22 учебном году в Иркутске действовала 61 школа первой и второй ступеней, в которых обучалось 10718 учащихся (до кризиса, в 1920/21 учебном году, обучалось 15000 де­тей). Многие школы были «карликовыми» — на 80—100 человек. Широко распространились национальные школы, в том числе татарские, бурятские, польские, украинские, латышские, эстонские, корейские, эвенкийские, тофаларские и др.
Крайне негативно на развитии системы образования сказался экономи­ческий кризис первого периода НЭПа. В эти годы произошел отказ от идеи преимущественно государственного финансирования системы образования и всеобщей его доступности. В одной из статей того времени говорилось, что «государство настолько обнищало, что нынче оно школу обеспечить даже необходимыми предметами обучения не может». В этих условиях население обязывалось содержать школы и учителей на свои средства и воспринимало это негативно. Те же процессы были характерны и для дру­гих отраслей культуры. В первые годы советской власти зрелищные уч­реждения были бесплатными, как некогда в Римской империи. Но в годы кризиса пришлось посещение театров, кино, подписку на газеты и журна­лы сделать платными. В деятельность учреждений культуры стали вне­дряться элементы хозрасчета и самоокупаемости. В 1922 г. было принято решение о платности и обязательности обучения детей в школе. В Иркут­ске до 80 % населения вносили плату за обучение, выплаты на одного ученика составляли от 3 до 5 золотых рублей в месяц. Положение учи­тельства в годы кризиса было незавидным. Зачастую натуральное самооб­ложение принимало форму подачки учителям, бывало, родители учеников им указывали, что и как преподавать.
Спад кризисных лет удалось преодолеть только в середине 1920-х гг. В 1927 г. в 27 школах города обучалось 11586 человек. Из них детей рабочих 4377, крестьян 575, служащих 3868, кустарей и ремесленников 998, инва­лидов труда 477, прочих 1134. Курс на масштабное строительство школ и увеличение охвата школами учащихся в 1930-х гг. принес результат. На на­чало 1939/40 учебного года в городе в 57 школах обучалось 38503 учащихся.
1920-е гг. стали временем многочисленных образовательных экспери­ментов. В 1930-е гг. школа вернулась к твердым программам, строгому рас­писанию, к уроку как основной форме обучения. Перед школами города была поставлена задача введения всеобщего неполного среднего образова­ния в объеме семилетки. Кардинальные изменения произошли в предметах обществоведческого цикла, развивалось краеведение. Особых успехов на этом поприще добилась Иркутская опытно-показательная коммуна имени Н.К. Крупской. Однако в целом качество обучения оставалось низким. Объяснялось это прежде всего неподготовленностью к педагогической рабо­те большей части учителей. В январе 1922 г. из 519 преподавателей школ высшее образование имело только 10 % учителей, среднее — 85 %, низшее — 5 %. Для исправления данной ситуации была создана система повышения квалификации учителей, включая совпартшколы, комвузы, институт повы­шения квалификации кадров народного образования. Любопытно, что Ир­кутск был одним из зачинателей специальных педагогических изданий. С 1920 г. здесь издавался педагогический журнал «Пролетарская культура». Постоянно предпринимались шаги по улучшению материального положения учительства. Для заполнения учительских вакансий практиковалось воз­вращение лиц, имеющих педагогическое образование, в школы. Но до конца решить проблему с дефицитом кадров не удалось. С 1936 г. началась аттестация учителей с присвоением им званий «учитель начальной школы», «учи­тель средней школы», «заслуженный учитель школы». На прошедшем Все­союзном конкурсе по написанию учебника по истории СССР иркутский уче­ный М.А. Гудошников получил поощрительную премию.
Категория: Иркутск в предвоенные десятилетия (1920 - 1941 гг.) | Добавил: anisim (09.05.2011)
Просмотров: 2223 | Рейтинг: 5.0/9 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>