Наиболее показательна в этом
плане судьба Казанского кафедрального собора. В здании после Гражданской войны
оказалась выведена из строя система отопления, что делало невозможным
проведение в нем богослужений в зимнее время. В 1920-е гг. во дворе собора
разместили спортивную площадку, в результате чего оказалась выбитой
значительная часть стекол. Община верующих не имела достаточных средств для
ремонта. В 1930 г.
богослужения в Казанском соборе прекратились, а в январе 1932 г. последовало решение
о его сносе, «как здания, не представляющего ценности». В августе 1932 г. произвели первый
взрыв собора, однако для его полного разрушения потребовалось еще несколько. В 1938 г. на его месте
началось строительство здания Дома Советов. В итоге в городе была разрушена
большая часть культовых сооружений, сохранилось лишь 17 зданий, часть из
которых полностью перестроена.
Негативно сказался на
состоянии Иркутской епархии начавшийся в 1922 г. раскол. Русская православная церковь
раскололась на сторонников патриарха Тихона, именовавшихся властями
староцерковниками, и обновленцев. Обновленческое движение сформировалось после
Октябрьской революции. К 1922
г. внутри православной церкви сформировались объединения
«Живая церковь», «Церковное обновление», «Древнеапостольская церковь» и др. В 1923 г. они объединились и
провели собор, на котором оформилось обновленческое движение. Возглавил
обновленцев митрополит Александр (Введенский) (1888—1946). Обновленцы осудили
восстановление патриаршества в России, разрешили духовенству второбрачие,
ввели «женатый епископат», внесли изменения в ход богослужений. В политическом
плане они стали искать точки соприкосновения с советской властью, осудили
контрреволюционную деятельность Тихона. Пик популярности обновленческого
движения пришелся на 1920-е гг. В 1930-х гг. это движение стало угасать, а
после урегулирования отношений между государством и церковью в 1943 г. практически
прекратило свое существование. Советское правительство в 1920-е гг. сделало
ставку на обновленцев, стремясь с их помощью оказать давление на патриарха
Тихона и его сторонников и в целом ослабить позиции православной церкви.
В результате раскола в
Иркутске одновременно управляли два епископа, каждый из которых стремился
заручиться поддержкой верующих. Общины поддерживали то одного, то другого
архиерея в зависимости от складывавшейся политической конъюнктуры. Единства не
наблюдалось даже среди городских общин. Однако число сторонников
староцерковников было большим.
Первым обновленческим
епископом стал Зосима (Сидоровский). Судьба этого человека складывалась сложно
и противоречиво. В начале XX в. он был ректором Иркутской духовной семинарии, в
1914 г.
возглавил Вознесенский монастырь и получил сан епископа Киренского. После
смерти архиепископа Иоанна (Смирнова) в июле 1918 г. возглавил Иркутскую
епархию. Поддерживал белое движение, в начале 1920 г. резко высказывался в
адрес большевиков, предложил спасти мощи Святого Иннокентия от поругания,
эвакуировав их в Японию. 22 марта 1920 г. был арестован за контрреволюционную
деятельность. 8 апреля освобожден по поручительству епархиального совета. 19
апреля по настоянию председателя ВЧК при Сибревкоме вновь арестован «за
погромно-черносотенскую и антисоветскую деятельность в период Гражданской
войны» и спустя 10 дней этапирован в Омск. В Омске провел в заключении, в
период следствия, больше года. Вероятно, здесь у епископа произошел душевный надлом.
Он разочаровался в старой церкви и перешел к обновленцам. 24 августа 1922 г. епископ Зосима
возвратился в Иркутск, но уже как глава обновленческой церкви. В 1923 г. он отказался от
управления, сложил с себя сан и отошел от церкви.
|