Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 05.03.2021, 12:02
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Иркутск в предвоенные десятилетия (1920 - 1941 гг.)


Православная церковь Иркутска в годы суровых испытаний (1921-1937 гг.) - 3
На территории иркутского Знаменского монастыря в феврале 1920 г. разместили войсковые части, в составе которых были монголы и китайцы. Для монахинь оставили только одно помещение. Монастырь стал напоми­нать «военный лагерь с пушками, пулеметами и аэропланами». Последнее пострижение в монастыре состоялось в 1921 г. Однако уже в 1923 г. функ­ционировала только приходская Знаменская церковь. Она оставалась дей­ствующей еще в течение 10 лет. В 1934 г. монастырскую территорию пере­дали под создание гидропорта, а сохранившиеся здания использовали как контору, гараж, овощехранилище и склад.
Иркутский Князе-Владимирский монастырь закрыли в 1922 г. по указу епископа от обновленцев Николая. В 1928 г. в сохранившихся зданиях разместили кавалерийский полк НКВД. Так все иркутские монастыри к 1934 г. оказались закрыты.
В 1922 г., после выхода постановления ЦК РКП(б) от 23 февраля 1922 г., в Иркутске началось изъятие церковных ценностей. Поводом для этого шага послужила необходимость борьбы с голодом, разразившимся в По­волжье и других губерниях Европейской России. Однако настоящей целью данной кампании стало стремление сделать невозможным проведение нор­мальных богослужений. Получив распоряжение, губисполком направил предписание духовенству епархии сдать предметы культа из драгоценных и полудрагоценных материалов. Духовенство готово было пойти на уступки местной администрации, но с определенными условиями. Их изложил ир­кутский архиепископ Анатолий (Каменский). Они заключались в следую­щем: реализация ценностей и доставка продовольствия в голодающие рай­оны должны находиться под контролем духовенства, часть средств, посту­пивших от реализации ценностей, должна направляться на замену утра­ченных предметов, выполненных из недрагоценных материалов. Позиция архиепископа оказалась неприемлемой для властей, так как раздача продо­вольствия духовенством могла привести к росту авторитета церкви, что было крайне нежелательно. Кроме того, не достигалась основная цель кам­пании. Желая устранить главу иркутской церкви, власти обвинили его в саботаже, в периодической печати развернулась волна обвинительных пуб­ликаций, логическим завершением этой акции стал судебный процесс над архиепископом.
Иркутский архиепископ являлся неординарной личностью, и его имя было известно далеко за пределами России. Родился Анатолий (в миру Алексей Каменский) в 1863 г. в селе Старо-Мертвищево Самарской губер­нии в семье дьякона. Образование он получил в Самарском духовном учи­лище, затем в семинарии. В 1881 г. его, как наиболее способного ученика, направили в Петербургскую духовную академию «на казенный кошт». Здесь Алексей Каменский познакомился и подружился с Василием Белавиным (будущим патриархом Тихоном). После окончания обучения в 1886 г. он возвратился в родную Самарскую епархию, где служил приходским священ­ником. В 1898 г. Алексей Каменский получил приглашение от В. Белавина стать миссионером в Алеутской и Аляскинской епархии и уехал в Сан-Франциско. В Северной Америке он овдовел и принял монашество. В 1907 г. он получил новое назначение — викарием в Одесскую епархию и сан епис­копа. Вернувшись в Россию, епископ Анатолий активно занялся полити­ческой деятельностью. Он примкнул к «Союзу русского народа» и в 1912 г. был избран депутатом IV Государственной думы. В 1914 г. он возглавил Томскую епархию, в годы Гражданской войны поддерживал адмирала Кол­чака. В июне 1920 г. Анатолий получил назначение в Иркутскую епархию и сан архиепископа. В трудные годы своего существования иркутская ка­федра получила волевого и деятельного руководителя, немедленно при­ступившего к работе. Первой своей задачей он считал необходимость по­мочь городскому духовенству. Для этого архиепископ организовал вынос в сельские приходы чудотворных икон Казанской Божией Матери, Святого Иннокентия и Святого Софрония для богослужений и крестных ходов. За совершенные требы крестьяне давали продукты, которые распределялись среди городского духовенства, оставшегося без средств к существованию.
Им также была высказана идея об организации общества взаимопомощи духовенства.
Категория: Иркутск в предвоенные десятилетия (1920 - 1941 гг.) | Добавил: anisim (09.05.2011)
Просмотров: 1506 | Рейтинг: 5.0/9 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>