Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Четверг, 02.05.2024, 05:39
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Григорий Шелихов: биография (часть 2)


Стройтесь, зданья, в частях Нова Света! - 3
В нашем распоряжении два ручейка сведений о том, как жила и крепла Русская Америка — так в самом ско­ром времени станут называть Алеутские и другие остро­ва северной части Тихого океана, громадное пространст­во полуострова Аляска и узкую полосу (в десять миль) берега, протянувшуюся до 55° северной широты. Пер­вый — все тот же «шелиховский архив», остатки фамиль­ных бумаг и деловой переписки Григория Ивановича, рассеянные ныне по различным хранилищам. Второй — небольшая часть документов этого же «шелиховского ар­хива», которые опубликовал в самом начале 60-х годов прошлого века П. А. Тихменев в приложении к много­страничному «Обозрению образования Российско-Амери­канской компании».
Об этой публикации уже шла речь во «Втором пре­дисловии». Но не лишним будет вспомнить: автор «Обо­зрения» — это один из героев гончаровских путевых очер­ков «Фрегат «Паллада», «добрейший Петр Александро­вич», отвечавший за питание на корабле, вызывавший незлобные насмешки товарищей по плаванию своей неу­емной заботливостью об экспедиционных припасах и рационе. Дотошность и въедливость Тихменева сказалась в том, что к 774 страницам самого «Обозрения» было до­бавлено 358 страниц переписки Шелихова и его сподвиж­ников и других документов. Нарисованная в тексте книги картина многотрудной и не менее многоуспешной дея­тельности русских в Америке стала, в свете приложенных документов, еще более детальной, красочной.
Впрочем, как уже было говорено в «Предисловии», недоставало этой картине, нарисованной тогда, в прош­лом столетии, существенного — ясности и четкости. Кое-что сегодня оказалось возможным прояснить, привлекая архивные материалы.
...После того как, потерпев крушение в Кошигинской бухте острова Уналашка, Баранов и его промышленники пережили «скучную» (тяжелую) зимовку, весной 1791 года была организована на байдарках переправа части людей на Кадьяк. Затем оттуда Баранов отправил корабль «Архистратиг Михаил» «для снятия с Уналашки людей и протчаго, вставшего от разбития»20. Потерянные же при кораблекрушении припасы были частично вос­полнены, когда на Кадьяк зашло судно экспедиции Бил­лингса. Промышленники приобрели (в кредит — расчет, вероятно, должен был произвести в Охотске сам Шели­хов) два пуда пороха, семь пудов свинца, пуд дроби, оло­во, кремни и пр. Обо всем этом сообщалось Григорию-Ивановичу.
Письма Баранова в Охотск могут напомнить нам зна­комые с детства страницы жюльверновского «Таинствен­ного острова» — все более прочно встающее на ноги хо­зяйство оторванной от «Большой Земли» группы людей" Здесь переживание за огород и пашню, беспокойство небольшом стаде, здесь и поиски полезных ископаемых, пробные плавки металла, и использование подручны средств вместо привычных материалов (например, изо­бретенного Барановым состава для обмазки судов вмести корабельной смолы). Но не потерять бы за этой обыден­ной экзотикой робинзониады сути дела! А это — преодо­ление все новых и новых, порой совершенно неожидан­ных препятствий.
Прибыв на Кадьяк, Баранов понял, что после земле­трясения Трехсвятительская гавань утратила все преиму­щества и необходимо искать новую якорную стоянку для кораблей компании и место для основного «компанейско­го заселения». «Старая наша гавань совсем стала безна­дежною к пребыванию людей»,— писал он. Выбор пал на небольшую бухту в северо-восточной оконечности ост­рова.
«С северной стороны довольно высокая гора и много других возвышенностей, кои все безлесны, но весной по­крываются тучною травою, в восточной части ... местами еловые рощи, зеленея, украшают равнины...» Равнины — место для огородов и «опытов хлебопашества», еловые рощи — материал для строений. Гавань, куда пересели­лись промышленники Баранова, была названа Павлов­ской.
Переселение решило не все проблемы. Новое место было неудобно для кораблей. «В гавани едва ли может поместиться более пяти судов, и то с нуждою ...грунт хо­рош, но во время зимы нередко случаются столь сильные порывы ветров из-за гор, что обрывает швартовы и бро­сает суда на банки».
Удобная якорная стоянка была найдена уже на ма­терике.
Неправильно было бы думать, что удобная бухта на­шлась случайно. Уже с 1788 года корабли шелиховской компании каждое лето курсировали «в пространстве та­мошнето моря» в поисках новых земель и новых промыс­ловых угодий. По прибытии Баранов попытался сделать все, чтобы расширить этот поиск,— ни на самом Кадьяке, ни вокруг него богатых промыслов не имелось.
Новые острова, бухты и заливы, мели и рифы — все это наносилось на карты. Исследования, казалось бы, можно было вести и вести, тем более что вдобавок к «Симеону» и «Архистратигу Михаилу» — кораблям ком­пании — на Кадьяк пришло построенное на уракской вер­фи новое судно «Северо-восточный Орел». Мореходам» на нем были отставной прапорщик Родионов и «Яков Егорович Шильц» — подпоручик Екатеринбургского по­левого батальона Джеймс Шилдз.
Но, судя по письмам Баранова, Главный правителя американских промыслов компании скоро сделал непри­ятное открытие — «Симеон» и «Михаил» обветшали я плавания на них стали слишком рискованными.
Другим препятствием изыскательства оказалась убыл» людей. «Орел» доставил лишь троих вновьзаконтрактованных работных, в то время как из находившихся на Кадьяке десять «умерло разными смертями», восемь уто­нуло на байдаре, которую «нанесло течением» и силь­ным ветром на каменистую мель, а полтора десятка че­ловек были «больными, дряхлыми и старыми». Может быть, в другое время прибывший в Америку Главный правитель спокойно обошелся бы и наличными силами, но теперь у Баранова нашлись причины для серьезных опасений, связанных с нехваткой рук.
Уже в конце 80-х годов у небольших промысловых поселений шелиховской компании, на материковой час­ти Америки по берегам Кенайского залива, в соседях по­явились промышленники компании П. Лебедева-Ласточ­кина. Люди обеих компаний мирно уживались, счаст­ливо избегая ссор и конфликтов. Но так продолжалось лишь до 1791 года, пока в августе в Кенайский залив не пришло судно компании Лебедева-Ласточкина «Георгий Победоносец». Его мореход, он же начальник артели, Григорий Коновалов объединил всех лебедевских про­мышленников под своим началом и... открыл подлинную войну против шелиховских промышленников.
Категория: Григорий Шелихов: биография (часть 2) | Добавил: anisim (12.03.2011)
Просмотров: 2089 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>