Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Среда, 03.03.2021, 19:18
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Григорий Шелихов: биография (часть 2)


Наследство и наследники - 9
Пролистывая журналы рубежа веков — восемнадца­того и девятнадцатого,— убеждаешься, что «Смерть Ше­лихова» написана вполне в духе исторических сцен — по­пулярного жанра, в котором творили и Озеров, и Коцебу, и Кукольник, и многие другие писатели, знаменитые в свое время и преблагополучно позабытые в наше. Пред­ставлявшиеся в театре, эти сцены пользовались немалым успехом у публики. Но не стоит осуждать за дурной вкус тогдашних зрителей и тогдашних писателей. Чем, на­пример, лучше иные сегодняшние телесериалы?
Что до решения Карамзина поместить цитировавший­ся нами отрывок, то, вероятно, дело не только в журна­листском стремлении привлечь популярным жанром вни­мание читателей. Публикация, на наш взгляд, должна была сыграть свою роль в подготовке общественного мне­ния,— в то время решался вопрос о первой русской кру­госветной экспедиции для укрепления российских вла­дений в Америке. «...Николай Петрович Резанов, отправ­ляясь... в качестве уполномоченного от компании (Рос­сийско-Американской) имел... намерение всеми способами содействовать образованию (т. е. просвеще­нию) отдаленного края. Он предложил свои мы­сли вельможам, пекущимся о благе народном; они при письмах своих доставили к нему по нескольку томов книг на разных языках...» Комплекс документов, касающихся истории Русской Америки, в том числе подготовки и про­ведения кругосветной экспедиции на «Неве» и «Надежде», был частично опубликован в прошлом веке и переиздан в последние годы. Продолжая начатое Шелиховым дело распространения русской культуры в Новом свете, Реза­нов организовал сбор пожертвований для «а м е р и к а нц е в». Вот несколько строк из письма поэта и министра юстиции Ивана Ивановича Дмитриева. В апреле 1803 го­да он писал Резанову: «М. М. Херасков уже прислал два тома эпических сочинений Кадма и Гармонию и Полидора; завтра отправлю их к вам на тяжелой почте. Ка­рамзин также хотел прислать; чтож касается меня, то я [...] решился отправить мои басни и сказки. Пускай ваши американцы учатся по ним русской грамоте, пока не дой­дут еще до риторики...»
Помещенный в карамзинском «Вестнике Европы» от­рывок, описывающий «осиротевших» афогнаков, и через год — поддержка частными лицами и ведомствами госу­дарства «человеколюбивого намерения» Резанова «посе­ять семена наук в недрах народов, отдаленных от Европы и, следовательно, от просвещения».
Однако некоторые данные не только объясняют идил­лию, нарисованную анонимным беллетристом начала прошлого столетия, но в чем-то примиряют нас с его фантазией.
Картины сыновьей любви к Шелихову имели, как это ни неожиданно, реальную основу.
Учеными установлено, что довольно скоро, после то­го как русские промысловые партии стали бывать подол­гу на Алеутских островах, между отдельными промыш­ленниками и местными жителями начинают складывать­ся особые дружественно-родственные отношения. Работ­ный становился опекуном какой-нибудь алеутской семьи— помогал в промыслах, делился навыками и сибирскими хозяйственными «хитростями». Это происходило после того, как кто-либо из детей принимал христианство, а кто-либо из русских работных выполнял в обряде кре­щения роль крестного отца. Опекая и самого ребенка, и его семью, крестный начинал учить их русскому языку и даже грамоте.
Эта практика была в ходу и в шелиховских поселени­ях. Доподлинно известно, что сам Григорий Иванович крестил по крайней мере одного из маленьких кадьякцев. Мальчика, получившего имя Николай, крестный отец учил «познанию о законе божьем и государевом», снабжал обувью и платьем, вероятно, давал и какие-то поручения по компанейским делам. Отправляясь с Кадь­яка, Шелихов наказал остаг ленному начальствовать в по­селении Трехсвятительской гавани Константину Алексее­вичу Самойлову не только присматривать за своим крест­ником, но и «для лутчаго поощрения его в усердии к при­были компании, всегда отлично его противу других» со­держать, обувать и одевать, «чтобы он не пришел в рас­каяние, что нам служил и усердствовал». Крестников имели и другие участники шелиховского вояжа.
Современные этнографы обратили пристальное вни­мание на дошедшие до нашего времени сведения о при­нявшейся в Русской Америке системе полуродствен­ных отношений между крестным отцом — русским и крестником — алеутом и выяснили, что укорениться она смогла в силу того, что подобная система у туземных обитателей Русской Америки существовала давно. В тра­диционной алеутской культуре было принято, чтобы де­тей воспитывал не родной отец, а брат матери. Дядя за­ботился о своем «подопечном» — о его питании, одежде, своевременном и надлежащем обучении. В свою очередь ребенок отвечал за собственное поведение перед покро­вителем, а достигнув взрослого возраста, должен был про­являть о Нем заботу как об отце.
Крестники русских, и в действительности питавшие к своим крестным сыновью любовь, скоро, но не поверх­ностно овладели русской культурой. Они учились в шко­лах, основанных Шелиховым и его преемниками, неко­торые из них продолжали обучение в Петербурге. Поз­же, с 1816 года, дети, показавшие прилежание и способ­ности, могли учиться даже в Петербургской медико-хи­рургической академии.
Именно дети — дети исконных обитателей Русской Америки, дети повзрослевшие, получившие образование и профессиональную подготовку, ставшие мореходами, корабелами, бухгалтерами, лекарями, учителями и даже священниками — и явились подлинными наследниками Шелихова.
Пройдут годы. В столице русских владений в Новом Свете будут спущены флаги Российско-Американской ком­пании и Российской империи, взамен их будет поднят государственный флаг США. Наследство Шели­хова — русская культура, приспособленная к местным условиям и традициям,— сделается для алеутов и других племен бывшей Русской Америки своеобразным средством групповой солидарности. Тем, что поможет выстоять пе­ред натиском пресвитерианских миссионеров, организо­вавших кампанию гонений на родной язык, обычаи, тра­диционные занятия коренного населения.
Вот выписки о смерти А. А. Баранова...
Вот выписки о начале книгоиздательства на алеут­ском языке...
А вот записи о форте Росс — русском поселении в Калифорнии...
...Судьбы наследников Шелихова, судьба шелихов­ского наследства...
Категория: Григорий Шелихов: биография (часть 2) | Добавил: anisim (12.03.2011)
Просмотров: 1481 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>