Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Суббота, 27.04.2024, 05:41
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Что в имени твоем, Байкал?


Мифы, легенды, песни - 2
Послушаем еще одно бурятское предание.
...Давным-давно на земле жил Хон тайжи хан. Он имел пестрого быка, похвалявшегося своей непревзой­денной силой. Его призывы и хвастовство услышал мо­лоденький бычок, принадлежавший западным хатам (ду­хам). Когда этот сивый бычок подрос, то он вступил в схватку с пестрым быком. Выбрав ровное мес­то, они стали бодаться. Там, где упирались их задние ноги, в степи образовались горы; там, где упирались их передние ноги, возникли в степи бугорки. Силы пестрого быка постепенно стали иссякать. Поджимая хвост, он стал пятиться.
Среди наблюдавших бой быков находилась дочь Хон тайжи хана. Увидев, как пятится их пестрый бык, она взяла палку и ударила ею сивого быка по голове. Силы сивого быка стали падать, и пестрый бык его победил. Сивый бык, побежденный, удалился, шатаясь, на седые гривы Саян. Там, где он сгибал спину, вырастали сосны и пихты, там, где он качался из стороны в сторону, вы­росли березы и тальники. Наконец он превратился в ка­менное изваяние, которое и сейчас стоит в Торах, в до­лине Иркута.
Сивый бык был зол на дочь Хон тайжи хана. Чтобы отомстить ей, он, сделав очищение, силой своего вол­шебства познал ее три раза в три года, и она родила трех сыновей.
Вскоре после состязания быков дочь Хон тайжи хана забеременела. Родители ничего не могли понять, как это могло случиться, когда их дочь не. знала ни од­ного мужчины. Они решили, что это наваждение злых хатов.
Когда пришло время, дочь Хон тайши хана родила прекрасного мальчика. Но хан не хотел признавать свое­го внука. Он распорядился положить мальчика в желез­ную люльку, заковать ее толстыми железными обруча­ми, привязать к стреле и выстрелить подальше, на се­верный берег Байкала. Как было решено, так и сделали.
Стрела с железной люлькой перелетела широкий Байкал и упала в яму, выкопанную быком в степи. Кру­гом ничего не было, лишь невдалеке у горы убого лепи­лись десять юрт атаганова и двадцать юрт хотогонова родов.
Сивый бык, находясь в Саяне, догадался, что его первый сын лежит в железной люльке в степи, в яме. Он поспешил туда и накормил ребенка.
В бурятских родах были шаманки: Асуйхан в атага-новом и Хусуйхэн в хотогоновом роде. Они жили вдова­ми, а вдов, не имевших детей, обычно умерщвляли. Ша­манок давно хотели умертвить, но они упорно предска­зывали,  что,  по откровению тэнгэринов  (божеств), у них должно быть по сыну. Им верили, поэтому откладывали исполнение обычая.
Однажды шаманки принесли жертвы белому небожи­телю Заяну саган тэнгэри и узнали от него, что Асуйхан найдет сына в яме, вырытой в степи быком, что Хусуй-хэн найдет сына в щели берега Байкала. Шаманки со­звали родственников и объявили им об этом.
На другое утро шаманки нашли в степи в яме желез­ную люльку. Возле ямы пасся сивый бык. Шаманки хо­тели взять люльку, но бык бросился на них. Шаманки ушли ни с чем.
Шаманки снова устроили жертвоприношения. Жерт­вы боги приняли. И когда они снова пошли в степь, то сивого быка там уже не было. Шаманки взяли люльку, но никак не могли снять с нее толстые железные обру­чи. Они принесли жертвы отцу небожителей Эсэгэ малан тэнгэри. Тот разъяснил им, что нужно исполнить обряд укладывания ребенка в люльку. Для этого нужно было собрать всех родственников, заколоть большого жирного барана, наготовить именного мяса: бедренную кость, грудинку, тазовую кость, лопатку, сердце, печен­ку, селезенку и брюшину, приготовить колыбель и мо­лоток.
Асуйхан легла в постель роженицы, Хусуйхэн стала повивальной бабкой и ухаживала за ней. И затем они выполнили обряд укладывания ребенка в люльку. .Маль­чика назвали Булагатом. Асуйхан души не чаяла в при­емном сыне. Ребенок рос здоровым и крепким.
Однажды сын ушел играть и целый день не прихо­дил. Вернулся он поздно вечером. Когда стали его рас­спрашивать, он рассказал, что играл на берегу Байкала с мальчиком и девочкой, такими же, как он.
Асуйхан рассказала об этом Хусуйхэн, и обе они ре­шили поймать мальчика и девочку, чтобы усыновить их. Они напекли вкусных лепешек, нагнали водки и все это дали Булагату с тем, чтобы он угостил своих новых друзей.
Когда еда была разложена на берегу моря на белом войлоке, из пенистого моря вышли мальчик и девочка. Они подсели к Булагату на белый войлок. Тот предло­жил им угощение. Они с удовольствием стали есть ле­пешки и пить водку. Когда они опьянели и легли спать, шаманки подбежали и схватили вместе с войлоком мальчика и девочку. Не успели они далеко отбежать от берега, как мальчик проснулся. Он закричал человече­ским голосом: «Высокое Небо-отец, Широкая Земля-мать, спасите меня!».
На его отчаянный зов откликнулся Байкал и чуть не захлестнул шаманок высокой волной. В это время девоч­ка выскользнула из их рук и ушла в море. Мальчика шаманки сумели удержать.
Когда они принесли пойманного мальчика в дом, то в постель роженицы легла Хусуйхэн. Позвали родственни­ков, и вновь был исполнен обряд укладывания ребенка в люльку. Мальчика назвали Эхиритом...
В другом предании, схожем по сюжету с только что приведенным, рассказывается о том, что младшая дочь тайжи хана забеременела от бурхана, спустившегося с неба на землю и искупавшегося в Байкале вместе с до­черьми тайжи хана. Дочь тайжи хана сама заказала кузнецу железную люльку, лук и стрелу. Родив сына, она положила его в люльку, привязала люльку к концу стрелы и выстрелила в северную сторону Байкала, гово­ря при этом: «Сотворившие и создавшие, возьмите свое дитяти!». Стрела упала в яму, выкопанную быком. Да­лее в предании повторяется описание усыновления маль­чика шаманкой Асуйхан, появление второго мальчика. Здесь есть и некоторые дополнения. Девочка, ушедшая в воды Байкала, сделалась покровительницей водной сти­хии Байкала. Ее зовут Далайн эжен Абай Саган ха-тан — хозяйка моря Абай Саган госпожа.



Категория: Что в имени твоем, Байкал? | Добавил: anisim (18.02.2011)
Просмотров: 3121 | Рейтинг: 5.0/7 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>