Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Вторник, 23.04.2024, 22:10
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Что в имени твоем, Байкал?


Динлино-кеттский вариант предания - 1
Динлино-кетский вариант
Байкал переплывал на рыбачьей лодке, направляясь на Туркинские горячие воды (ныне Горячинск), известный русский синолог Н. Я. Бичурин (церковное имя — Иакинф). Он писал с Байкала в 1832 г.: «Уверяют, что китайцы еще в 119 году до P. X. (до н. э.) виде­ли Байкал с Боргойского хребта и, соглашая созвучность сего имени с местоположением в отношении к своему отечеству, назвали сие озеро Бэй-Хай, что значит: се­верное море». Из этого заключения следует, что Бэй­хай является «согласованным» вариантом названия Бай­кал или близкой к нему формы. Следовательно, можно полагать, что китайские послы, ссылаемые сюнну на Байкал, встретили здесь название Байкал или близкую к нему форму, а китайским хронистам оставалось только «согласовать» услышанное с существовавшими географи­ческими представлениями.
По данному варианту получается, что название Бай­кал (или близкую форму) следует искать у тех народов, с которыми встречались ссылаемые на Байкал китайские послы. Как следует из пересказанных выше историй с китайскими послами, они встречались на Байкале с дву­мя народами (племенами): сюнну и динлинами. Заимст­вовать название озера у сюнну они не могли, так как в языке сюнну, как можно предполагать, было слово «тен­гис» с нарицательным значением, что подтверждается и утвердившимся ныне мнением, что сюнну (хунны) явля­ются предками тюркоязычных народов. Остается, таким образом, одна версия — заимствование у динлинов.
Динлины — самый загадочный, скрывающийся за многими завесами тайн и неясностей народ Центральной Азии. Как сообщают китайские хроники, динлины были людьми рыжими или светловолосыми, со светлыми или голубыми глазами, они носили длинные бороды. Пробле­мой этногенеза динлинов занимался Г. Е. Грумм-Гржи-майло. Его исследования базировались на расистских концепциях и преследовали прежде всего задачу поиска в глубокой древности представителей белой расы, якобы господствовавшей в Центральной Азии. В своих выводах они не могут быть одобренными. Тем не менее сообще­ния исследователя о динлинах заслуживают внимания. По его мнению, динлины были высокого роста, могучего телосложения, с белым цветом кожи, с кавказским ти­пом лица. «Динлины хотя и жили деревнями, окружен­ными пашнями, но вели полуоседлый, полубродячий об­раз жизни, так как охота составляла всегда главнейший промысел». Они были искусными литейщиками и по­средственными гончарами. Потомками их, по мнению Г. Е. Грумм-Гржимайло, являются хакасы, отчасти кир­гизы, шорцы, енисейские остяки.
Название Байкал возводил к языку динлинов В. И. Сосновский. Ход его рассуждений следующий. В I тысячелетии до н. э. в Прибайкалье обитало племя урянхитов. Оно образовалось путем слияния динлинов, динов и древнего местного населения. Под условным на­званием дины понимаются енисейские остяки, кеты, арины, котты. Соседние тюркские народы называли ди­нов алакчин («пегий народ»). Слово «Байкал» объясня­ется динскими языковыми корнями: «пай» — «много» и «огол» — «вода»; «пай-огол» — «множество воды». По­следняя форма, в измененном под влиянием тюркской фонетики виде, слышится в якутском «баягал» — «мо­ре» — и бурятском «байхал».
Енисейские остяки — это те же кеты, что было уста­новлено еще в прошлом веке М. А. Кастреном.
Кеты — небольшой народ. По переписи 1989 г., го­ворящих на кетском языке насчитывается 1,1 тыс. чел» Они живут по Енисею и его притокам от Курейки до Подкаменной Тунгуски. По языку они представляют со­бой совершенно самостоятельную семью (енисейскую), к которой примыкали ныне исчезнувшие языки: коттский, арийский, ассанский, пумпокольский и другие, еще бы­товавшие в период первых контактов кетоязычных наро­дов с русскими. Заметим, что по внешнему виду, антро­пологически, кеты выделяются среди всех народов, в ок­ружении которых они ныне живут. Они обладают харак­терными европеоидными признаками, среди них часто встречаются блондины с голубыми глазами. Вместе с тем кеты обнаруживают признаки, сближающие их с амери­канскими индейцами.
В XVIII в. немецкими учеными, работавшими в Рос­сии, были собраны и опубликованы словарные материа­лы языка аринов, ассанов, коттов, пумпокольцев, запи­саны переводы латинских слов на различные енисейские языки. Благодаря стараниям П. И. Страленберга, Г. Ф. Миллера, И. Е. Фишера, П. С. Палласа представ­ляется уникальная возможность восстановить языки на­родов, ушедших безвозвратно в Лету.
В языке аринов наряду с явно заимствованным dalai — «море» — существовало собственное paca-ul — «море», которое имело близкий аналог в языке кот­тов — peca-ul. Из этих слов именно ul как будто бы в языке аринов не имеет самостоятельного значения (а скорее, надо думать, оно просто не вошло в записи XVIII в., по которым насчитывается всего лишь немно­гим больше 400 арийских слов), но есть в кетском язы­ке, где ul означает вода. От него здесь существуют многочисленные производные: ulan — «роса, влага»; uldel — «водяной»; ulij «пузырь», ulyn — «нырок», ulus — «дождь» (буквально: «вода Еся», где Еся — бо­жество); ullup — «промоина», ultygyn — «болото», ul<5 — «большая река (Енисей)».
В. И. Сосновский, говоря о динских корневых осно­вах, имел в виду, видимо, арийское paca-ul или коттское peca-ul либо, возможно, близкие им формы. Однако весь вопрос в настоящее время упирается в трудность или да­же невозможность фонетического преобразования нари­цательных paca-ul и peca-ul в якутское «баягал» — «море».
Выше мы отмечали сообщения китайских источников о проживании в Прибайкалье динлинов. А жили ли в прошлом на Байкале или вблизи него кеты? На этот вопрос мы имеем определенный и вполне положитель­ный ответ: да, жили. Об этом говорят данные топо­нимики.



Категория: Что в имени твоем, Байкал? | Добавил: anisim (18.02.2011)
Просмотров: 3043 | Рейтинг: 5.0/9 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>