Туристскими походами
заинтересовалось иркутское управление Гидрометеослужбы, в походах 1980 и 1981
годов были проведены ледовые и снегомерные съемки, метеонаблюдения, на лыжах был
отработан коньковый ход под парусом, при этом скорость передвижения на
некоторых участках достигала 15—18 км, а пройденные расстояния превысили 600 км.
Продолжались поиски
способов передвижения и транспортных средств. Туристы Северобайкальска широко
применяли в качестве тягового механизма мотонарты, потом на ледовых просторах
все чаще стали появляться буера вначале иркутян, а затем и иногородних
туристов. После неоднократных попыток полностью прошла акваторию на буерах с
юга на север в 1984 году группа туристов из Свердловской области (г. Пышма)
под руководством А. Смычковича.
Фантастическими можно
назвать идеи многодневных походов на коньках, тем не менее с начала 70-х годов
такие мероприятия, причем с привлечением большого количества участников, успешно
осуществляет старший научный сотрудник НИИ прикладной физики Иркутского
госуниверситета Валерий Пологрудов на участке от МРС (поселок Сахюртэ) до
Лиственичного. Мысль о проведении таких походов зародилась у него еще в
студенческие годы во время путешествий на коньках от Лиственичного до Больших
Котов и обратно. Существенным недостатком этих путешествий является
ограниченный срок, в который можно их проводить,— сразу от даты ледостава до
времени выпадения первых после этого снегов, после которых практически
невозможны пробеги на коньках на большие расстояния. И в то же время на
акватории всегда есть участки льда (гологлядка), доступные для конькобежных
экскурсий и проведения забегов, организации катания на «пятачках»..
Пока на Байкале нет
путешествий и гонок на собачь, их упряжках, соревнований лыжников за всадниками
на лошадях, походов на колесных снегоходах большого диаметра колес с
мотоприводом, позволяющих преодолевать довольно эффективно торосистые поля;
отсутствуют туристские базы с круглогодичным режимом ра. боты, которые
вдохнули бы новую жизнь в плановый и экскурсионный туризм в зимних условиях на
акватории и в бассейне озера, создали бы предпосылки для дальнейшего
совершенствования спортивного туризма. В обозримом будущем развитию массового
зимнего Туризма будет
препятствовать отсутствие оперативных карт ледового режима по всей акватории
озера. Современные же авиационные
радиолокационные приборы позволяют
не только довольно точно фиксировать толщину ледового покрова, а следовательно,
отмечать места гонкого льда, пропарины и трещины, но и выделять торосистые
места с отсчетом их характеристик по высоте. Такая экспресс-информация, не
говоря о выгодах ее применения для народного хозяйства, позволила бы, в
сочетании с достоверными прогнозами погоды и систематической метеосводкой по
акватории, планировать безаварийные и эмоциональные путешествия по белому
безмолвию ледового Байкала.
Буерный спорт на Байкале
не только интересен, так как представляет возможность без моторов преодолевать
значительные расстояния, эмоционален, так как ладовые каравеллы при сильном
попутном ветре могут развивать скорость до 100 км/час, но и имеет значительные
перспективы. В будущем он может стать массовым как в туристском, так и
спортивном вариантах. В туристском путешествии вес многочисленного снаряжения
и продуктов питания не ограничивается: нагруженный буер, имея большую массу,
легче по инерции преодолевает ледовые препятствия в виде неровного льда и
небольших трещин, более устойчив в сильный ветер. В безветренную погоду на
ровном льду буера транспортируются довольно легко, как нарты. При достаточно
точной разведке трасс и их соответствующей разметке возможно проведение
массовых увлекательных гонок с элементами слаломного преодоления различных препятствий.
И в этом случае, чтобы лучше управлять машиной, рекомендуется пригружать ее
балластом.
Путешествия на буерах —
незаменимая подготовка к походам высших категорий сложности, допустим, в
дрейфующих льдах Севера, ибо на Байкале есть полный комплект ледовых
препятствий, и немалой трудности: открытые и закрытые трещины, поля торосов,
которые не обойти и через которые приходится прорубаться, пропарины и участки
тонкого льда, суровые климатические условия с набором ветров различных
направлений, наконец, психологическое воздействие открытых просторов с
постоянным отсутствием твердой земли под ногами, изнуряющее перетаскивание
буеров по хаосу взломанного льда — все это вместе взятое представляет
уникальное сочетание специфических природных зимних особенностей, испытать
себя в которых можно к тому же так близко от промышленно развитых районов, на
пересечении многочисленных транспортных коммуникаций.
|