Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Вторник, 19.03.2024, 10:46
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Владимир Сукачев ч. 2


Доклад В.П. Сукачева - 2
Но важно не только развивать трудолюбие, нужно научить детей уважать физический труд и ценить его. До сих пор на этот труд школа смотрела с высоты и. отдавая предпочтение умствен­ным занятиям, развивала пренебрежение к труду физическому, скажу более, приучила презирать его. На эту сторону дела не­обходимо обратить серьезное внимание, нужно исправить недос­таток старой школы, что может быть достигнуто тогда, когда в программу школьного образования, наравне с предметами теоре­тическими, будет введен ручной труд. При этом не следует опус­кать из виду главных, основных положений, нужно заботиться о том. чтобы работа интересовала ученика, чтобы она имела прак­тическое применение, а не была бесполезною как в глазах его. так и в глазах его родителей, чтобы ученик знакомился посте­пенно с приемами труда в связи с изготовляемыми им предмета­ми, чтобы дети работали самостоятельно, чтобы работа была ра­ботой, а не игрой. Только при соблюдении этих условий возможно заставить детей полюбить работу и научить их ценить и ува­жать ее.
По системе Саломона, иначе именуемой нэсской. ручной труд противополагается ремеслу. Не дело начальной школе готовить ремесленников, она должна доставить только умение обращаться с инструментами, сообщать сноровку, общий навык к труду. Ре­месел много, если их вводить в преподавание, то потребовалось бы иметь множество мастеров, что составило бы большое затруд­нение. Самый срок обучения в школе слишком мал для того, чтобы в течение его можно было научиться какому-то ремеслу. Да и невозможно заранее определить: какому ремеслу жела­тельно обучить данного ребенка.
Бог дал человеку язык для выражения мысли и руки для воплощении идей в реальные формы. Когда недостаточно слова, человек прибегает к посредству руки. Руками сделана группа Лаокоона. которая говорит нашему сердцу больше, нежели лю­бая книга; картина Рафаэля живее и яснее передает мысль, не­жели многотомное сочинение. Развитие рук не менее важно, чем развитие и совершенствование слова, оно не только подавляет психическую деятельность, а еще способствует ей. Развитие лов­кости рук нельзя предоставить семье как потому что оно должно быть ведено методически, так потому, что вне школы у ре­бенка мало свободного времени. Ручной труд более всякого дру­гого занятия способствует развитию самодеятельности. В самом деле, теоретические задачи могут быть выполняемы п не сами­ми учениками и учителю никогда не усмотреть за тем, чтобы посторонние — вне школы родные и знакомые, а в школе това­рищи, не помогали его питомцам. Этого нельзя сказать про задачи ручного труда, которые обязательно исполняются сами­ми учениками на глазах учителя. Да они и сами не пожелают чужой помощи: работая сами, ученики выносят неисчерпаемые наслаждения из трудов своих рук.
Ручной труд приучает к точности, аккуратности и порядку. Отсутствие этих свойств, необходимых во всяком деле, при руч­ном труде проявляется сильнее всего, так как здесь небреж­ность сама себя наказывает.
Наконец ручным трудом скорее всего можно воспитать в де­тях внимание, а вместе с тем прилежание и настойчивость. На­глядные занятия более доступны для понимания ребенка, не­жели задачи теоретические. Они более способны развить в нем внимание и сосредоточенность. Это. так сказать, внешнее вни­мание впоследствии легко переносится на занятия умственные. Развить в ребенке внимание, особенно первоначальное, может только ручной труд. Отсутствие внимания наглядно отражается на самой работе и показывает учащемуся его промахи,, которых он. естественно, старается избежать в последующих занятиях. Невнимательность же может быть причиной ушибов и т. п.. ко­торые действуют сильнее самых   красноречивых  увещаний.
Ручной труд может оказать школе неоценимую услугу, дав им необходимое равномерное развитие всего организма ребен­ка, пробудить в жизни дремлющие силы, установить равнове­сие. Результаты ручного труда виднее, доступнее непосредствен­ному наблюдению, нежели результаты умственного. Удачное вы­полнение работы поднимает дух ребенка, бодрит его и поощряет к самоусовершенствованию. Это психическое состояние, отражаясь на всем организме, несомненно, влияет на успехи в сфе­ре умственной деятельности. Занимая свободное время, ручной труд отвлекает ребенка от безделья, научает его ценить труд других, удерживает от поступков, являющихся последствием ле­ни и безделья.
Педагогическое значение ручного труда выражается в заме­ченном уже факте, что многие дети, не обнаружившие желатель­ных успехов в школе, оказывались зачастую хорошими работ­никами по ручному труду. Было также замечено, что физиче­ские занятия пробуждали  в них природные способности, и  нередки случаи, когда  из тупиц делались хорошими  учениками.
Из сказанного ясно, что разумеет педагогика под названием ручного труда. Это отнюдь пе ремесло, а только практические занятия, применяемые к обработке дерена, металлов, папки и т. п. Задача его заключается в подготовке к практическому де­лу, в ознакомлении с приемами, с главнейшими инструментами, словом, с азбукой физического труда. Ручной труд преследует цели воспитательные, а не практические домоводственные, художественные и т. п. Ближайшая цель его заключается не в об­разовании ремесленников, а в том. чтобы дать простор всем «возможностям», которые находятся в детском организме в зачаточном состоянии и легко могут заглохнуть при исключитель­но книжном направлении школы. Развитие воли, характера, со­вершенствование внешних чувств ребенка, укрепление его фи­зических сил — вот к чему стремится педагог, руководящий занятиями по ручному труду.
Не смею далее останавливаться в этом вопросе, многие стороны которого остались не затронутыми в моей речи. Моя цель заключается только в ознакомлении с основными его элемен­тами, мое желание сводится к тому, чтобы вызвать к нему не­который интерес. Лицо, специально изучавшее ручной труд, в скором времени прибудет в Иркутск н. вероятно, не откажет нам в своих добрых советах, а может быть, познакомит пас с добы­тыми сведениями в живой публичной речи. Мне же остается пожелать, чтобы ручкой труд вошел в программу обучении в нашей школе, подобно тому как он вошел в программу препо­давания во Франции, Германии. Швеции. Дании и Финляндии. Наше городское общество, принимающее близко к сердцу воп­росы, касающиеся начального образования, не оставит без вни­мания и эту сторону дела.
Говоря об участии иркутского общества, я должен вспомнить и многих частных лиц. Едва ли найдется другой город в Рос­сии, который мог бы считать в своей среде столько почтенных ревнителей образования: довольно вспомнить имена Трапезни­кова, Понамарева, Хаминова, Сибирякова. не следует обходить молчанием и наших почетных блюстительниц и блюстителем. Та­кое сочувствие общества поощряется успехами школьного дела, обязанного им стоящему на высоте своего положения школьному персоналу. Скажемте же глубокое спасибо директору, инс­пектору, законоучителям, учительницам п учителям, а самой школе пожелаем дальнейшего развития и процветания. Поже­лаем ей достижения идеала бесплатного обучения, идеала, впер­вые поставленного великими преобразователями России Петром I и Екатериной II. первыми основателями и городского само­управления, и городской школы.
Восточное обозрение.  1890.   40
Категория: Владимир Сукачев ч. 2 | Добавил: anisim (03.07.2011)
Просмотров: 1914 | Рейтинг: 5.0/9 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>