Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Суббота, 27.04.2024, 03:33
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Вожди и шаманы - 9
Любопытно проследить крайне архаичные варианты эвенкийских мифов о космической погоне и о деятельности двух братьев, созидателя и его антагониста. Они дейст­вуют в обширных, глобального масштаба, циклах о Не­бесном Охотнике, охотящемся за Светилом, а также о со­здании и устроении Мира (Земли) и обладают чертами как культурных героев, первопредков конкретных народно­стей, так и творцов-демиургов, чья деятельность также часто носит характер культурных деяний. И это неудиви­тельно! Образы верховных богов — ненецкого Нума, кетского Еся, хантыйского Нуми-Торума — не изначальны в мифологических воззрениях первобытности. На опреде­ленном, достаточно раннем, этапе мифологической эволю­ции они выделились из массы функционально равнознач­ных персонажей и подобно Земле-Матери, культурному герою «поднялись на Небо» и приобрели супругу — Мать Природы, ставшую верховной богиней. Мифологическая эволюция привела к четкой дифференциации своих ге­роев.
В мифе, записанном у эвенков Нижней Ангары, в роли Охотника за Солнечным Лосем или Оленем выступает Мед­ведь Мангп, мифический первопредок. Космический Мед­ведь гонится по небосклону с востока на запад за косми­ческим зверем и убивает его. Млечный Путь — следы его лыж, Большая Медведица — недоеденные ноги живот­ного. Сам Медведь Мангп воплотился в созвездие Волопас и звезду Арктур.
Наиболее архаичным представляется вариант мифа, в котором рассказывается об Охоте на Лосиху с Лосенком. Мать и сын живут на Небе — в Тайге Верхнего Мира. К ночи они выходят из чащи и становятся видимыми лю­дям. Как только Лосиха Хоглэн (Большая Медведица) и ее Лосенок (Малая Медведица) начинают пастись на хребтах Небесной Тайги, начинается Космическая Охота и Хоглэн убивают. Оставшийся в живых Лосенок, став на следующую ночь Лосихой, выходит на пастбище, и охота начинается вновь. Лосиху Хоглэн убивает один из трех охотников-эвенков, возвращая людям день.
В эпической версии сюжета о Космической Погоне фи­гурируют космический лось Хоглэн и богатырь Майн. Лось, выбежав из чащи Небесной Тайги, увидел на вер­шине хребта Солнце и унес его, но Манн, преследуя Лося, поразил его из лука. С тех пор оставшийся на Небе бога­тырь постоянно возвращает жителям Средней Земли, лю­дям, ожидаемый ими ясный день. Так в сказании эвенков бассейна Подкаменной Тунгуски объясняется смена дня и ночи.
Миф о Космической Погоне — один из древнейших евразийских мифов, созданных племенами охотников лес­ной полосы. Его истоки таятся в глубинах мифотворчест­ва каменного века. «Солнечные Охотники» запечатлены на многих писаницах от шведского Богуслёна до При­байкалья. Самые ранние из них созданы еще в неолите.
Образы культурных героев сибирских мифологии — яркая страница общемировой мифологической системы. Факт присутствия такого феноменального архаического персонажа, как культурный герой, свидетельствует о на­личии у сибирских этносов древнейшего структурного пласта мифологии. Эволюция образа культурного героя сибирских мифологий следует классическим закономер­ностям развития сюжета в рамках определенного жанра: от мифологической архаики с ее иервопредком-демиургом зоо-, орнитоморфного облика до архаичной эпики, в ко­торой культурный герой предстает национальным героем.
Структурно-генетически культурный герой мифологий Сибири восходит к трем основным образам. В орннтоморф-ном облике (Дяйбанго — лебедь (в энецком варианте), Дох—гагара, Эква-Иырпщ — гусь). Ворон простирает мифические крылья над огромной территорией северо­-восточной Азии. Можно предполагать изначальную мно­жественность образа культурного  героя, существование на стадии тотемизма представления о нескольких родоплеменных предках зоо-, орнитоморфного облика. В рамках мифической фантастики перелетные стаи, сопровождаю­щие героя в его странствиях, возможно, фиксируют на­правления древнейших миграций. Очевидно, на определен­ной стадии мифологической эволюции образ основного персонажа вычленился из группы ему подобных. Архаи­чен облик культурного героя и в зооморфном облике (Дяй­банго — олень, Каскет — лисенок, Кандальдук — олень, Манги — медведь). Образы Лисенка и Ворона во время миграций в верхнем палеолите были занесены на Амери­канский континент. Наименее распространен образ куль­турного героя в облике космического персонажа. Таковы Ите и Ити-Месяц у селькупов и хантов.
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 1960 | Рейтинг: 5.0/8 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>