Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Вторник, 17.10.2017, 15:29
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Вожди и шаманы - 7
Ите (Ича) — культурный герой селькупов. С его име­нем связан цикл мифов, которые сложились, очевидно, не позднее неолита — раннего бронзового века (III тысяче­летие до нашей эры). В этом персонаже можно найти и бо­лее архаические черты. Атрибуты Ите — лыжи и лук со стрелами — показывают его как мифического лесного охотника. Поразительна археологическая параллель это­му герою мифов, эпоса и сказки — так называемый Абашевский Лыжник — изображение мифического персона­жа, бегущего на лыжах, воспроизведенное на сосуде абашевской культуры Приуралья в середине II тысячелетия до нашей эры.
Финский ученый Кай Доннер записал интересный цикл мифов об Ите. Из него следует, что Итэ выращен бабушкой. Она же дала ему лук и стрелы. Мотив воспи­тания героя именно бабушкой, а не матерью весьма древний. Он прослеживается как в мифологиях народов Сибирского Севера (у нганасан и энцев), так и по мате­риалам, обнаруженным при изучении погребений. В одном из наиболее архаичных нганасанских мифов говорится, что во время странствий первого человека «где-то старуха нашлась потерянная. Старуха на маленьких санках колы­бельку таскает, корни ест». В поэтическом «Звездном мифе» энцев культурного героя, юношу Диа, также вос­питывает бабушка.
В некоторых памятниках, относящихся к мезолиту — раннему бронзовому веку Евразии, например на Украи­не, обнаружены своеобразные погребения, в которых ре­бенок или подросток положен с женщиной преклонных лет, очевидно с бабушкой. Напомним, что, по этнографи­ческим данным, именно бабушки вскармливали часто своим молоком внуков в таких примитивных культурах, как австралийская и некоторые африканские. Очевидно, в связи с ранними сроками начала брачной жизни женщи­ны первобытно-общинной эпохи становились бабушками значительно раньше современных. И именно старшая жен­щина в коллективе, средняя продолжительность жизни которой не превышала 30 лет, оказывалась в силу тради­ции или обстоятельств наставницей своих внуков.
Герой селькупов Ите спасает от похитителей трех пре­красных дочерей лесного духа и женится на них. Одна из жен рождает медведя, предка селькупов из рода Мед­ведя с реки Кеть. «Ите,— говорится в мифе,— отправил­ся в лес, чтобы овладеть тремя самыми прекрасными до­черьми лесного духа. Но Ите забыл взять с собой своих лозыль». Эти лозыль — лозы, своего рода первобытные талисманы удачи, причем Ите в данном качестве исполь­зовал медный нож. Вновь мифологическая архаика тесно переплетается с эпикой а сказкой. Если сам факт женитьбы культурного героя на трех женщинах воспринимается отражением норм группового брака, то поиски их и соот­ветствующие приключения — компонентами сюжетов бо­лее поздних, чем миф, жанров. По классическим законам мифологии, жены должны быть изначально даны культур­ному герою. Архаичен и оберег в виде медного ножа.
Если атрибутика Ите и мотив женитьбы на лесных де­вах принадлежат к древним в этом цикле, то упоминаемые в нем борьба с великаном Пюнегусе и семизубый демон Кэристоса следует считать признаками синкретизма эпо­са и .христианских воззрений. Характерной для развитых мифов является концовка: Ите, завершив свои деяния, поднимается на Небо. Архаические элементы присутству­ют и в космогонических мифах. Здесь они вплетены в при­хотливую канву сказочности, эпоса и расцвечены шаманистскими представлениями. В этих мифах Ите предстает как Громовержец, поражающий стрелами злых духов — слуг бога зла Кызы. Гроза - это отражение свершаю­щегося поединка Ите. Данный сюжет аналогичен раз­вивающемуся в основном индоевропейском мифе, повест­вующем о битве Громовержца с Драконом-Змеем, который живет у вод, хранителем стад и богатства.
В то же время Ите предстает в мифе и как Небесный Всадник. От его Коня рождаются шаманские духи-по­мощники, Саблерогие Олени. Этот мифический мотив по­лучил отражение в находках из сокровищницы древнего искусства Алтая скифского времени, знаменитого кургана Пазырык (середина I тысячелетня до нашей эры). Среди множества высокохудожественных изделий, сохраненных до наших дней вечной мерзлотой, здесь обнаружена наголовная маска коня, имевшая рога оленя. Знаменательно, что этот конь Пазырыка был погребальным и мыслился синкретичным существом двойной природы, на таких су­ществах совершались «путешествия» в иные миры.
Ите-Месяц обитает то на Небе, то в подземном «мире мертвых». Он имеет двух жен: Солнце (Шунчи) и духа под­земного мира иерет-гула, своего рода Дьявола. В этой свя­зи примечательно, что жертвы духам подземного мира на­зывались «иерет». Когда Ите-Месяц жил в «мире мертвых», то считался божеством подземного мира, позднее — хо­зяином «теней и умерших». Отметим, что в представлениях селькупов, а также других сибирских народов подзем­ный мир был многоярусным. В этой связи уместно вспом­нить о ярусных погребениях эпохи евразийского неоли­та — бронзы, зафиксированных и в Сибири (памятники китойской культуры в Прибайкалье, могильник «Цикло­дром» под Иркутском). Очевидно, они отражают представ­ления о многоярусности самого «мира мертвых».



Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 1352 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>