Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 18.01.2019, 03:05
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Вожди и шаманы - 2
Древнейшие мифы палеоазиатских народов северо-во­стока Сибири объединяются в «Цикл Ворона». В свою оче­редь, древнейшие мифы о Вороне, культурном герое, объединяются в цикл «Вести Творения». В них повеству­ется о создании Земли и ландшафта, добывании огня и света, наполнении водоемов водой... Тут черная природная окраска Ворона получает свое мифологическое истолкова­ние, говорится и о сопровождающих его перелетных пти­цах, а также его антиподе Орле. Возможно, на древней­ших стадиях мифотворчества в сознании коллективных творцов существовало несколько образов птиц, которые выполняли функции культурных героев. Они действовали подобно героям архаических мифов Австралии, группой. Впоследствии, согласно законам эволюции жанра, на пер­вый план выдвинулся один главный герой — первопредок Ворон.
Основной культурный подвиг Ворона (добывание света и огня, а также приспособления для его высекания) из­вестен по мифам всех народов, населявших северо-восток Азии. Примечательно, что деяния Ворона воспеваются также в мифологиях индейских племен тлинкитов, хайда цимгаиап и квакиутль, населяющих северо-западное, Ти­хоокеанское побережье Северной Америки. Распростра­нение мифов о Вороне по обоим берегам северных пределов Тихого океана подтверждается фактами археологии. Пред­полагают, что в эпоху верхнего палеолита заселение Но­вого Света происходило из Сибири через Берингов пролив.
Если основными носителями древнейшей части «Цикла Ворона» на севере Азиатского материка выступают итель­мены и коряки, то на севере Американского континента — индейцы-атапаски и уже упоминавшиеся тлинкиты и хай­да. У северных атапасков сохранилось архаическое деле­ние на фратрии Ворона и Волка. В их мифах Ворон высту­пает как культурный герой, создавший двух Прародитель­ниц этих фратрий.
Особо примечателен миф о сотворении Земли — полу­острова Аляски. В нем рассказывается о том, что Ворон создал Аляску, устав лететь над просторами бескрайнего Океана с родичами своей жены — Гусыней, Уткой, Казар­кой и Журавлем... Возможно, в этом древнем мифе, приме­чательном составом «птичьего народа», в образной форме отражены реальные факты переселения предков современ­ных индейских племен из Старого в Новый Свет.
Таков один из показательных примеров соотнесения понятий «мифология» и «история», в котором, согласно нормам коллективного мифологического мышления и твор­чества, оказываются как бы спрессованными во времени реальные исторические факты значительной хронологиче­ской протяженности. Исторический факт, зафиксирован­ный в сознании многих поколений посредством передачи его в форме мифического сказания, дошел до наших дней в виде поэтического мифа с признаками глубокой архаики. Сам миф в данном случае выступает в роли своего рода исторической хроники, в которой факты реальности ре­конструируются лишь путем кропотливого ретроспектив­ного моделирования. При этом полностью учитываются особенности переноса мифологической семантики на со­бытия доисторической архаики.
Очевидно, мифы «Цикла Ворона» образуют древнейший общепалеоазиатский пласт, ядро которого сформировалось на Азиатском материке у северо-восточных палеоазиатов в верхнепалеолитическую эпоху еще до того, как палео­азиатские народы (точнее, их предки) вступили в контакт со своими нынешними соседями.
Чукотские мифы о Вороне — древнейшие в палеоази­атском цикле. В них Ворон выступает культурным героем, напоминающим австралийских тотемных предков: как и в мифах Австралии, деяния Ворона предопределяют устрой­ство природы и социума на вечные времена жизни рода человеческого. Создание Мира, добыча огня изображены детально, с точным упоминанием бытовых подробностей. «Было темно на Земле, люди жили при свете костра. Ка­мень был им пищей, черный камень — мясом, белый — жиром. Ворон летал над Землей, говорит: „Отчего так худо создали Вселенную?". Полетел во Вселенную, при­надлежащую Келэ (отрицательный персонаж). Там — спрятано Солнце... Дочь Келэ играет мячом в переднем шатре. „Когда же Солнцем буду играть?!",—пищит де­вочка. Дали ей Солнце. Ворон-Куркыль подхватил его и по­летел прочь... Солнце засияло и поднялось вверх. Келэ бе­жал...Потом говорит Ворон: „Создам еду!". Нашел таль­ник, пнул его ногой — стали олени, стадо огромное. Потом говорит: „Создам воду!". Полетел над Землей, одно крыло волочит, борозду делает, по борозде течет речная вода. Создал реку, создал и Море, место для рыбной ловли и для тюленьего промысла. Создал рыбу, тюленя, моржа, лахтака. Потом создал медведя, оленя, волка, лису, песца. Потом говорит: „Довольно теперь даров! Стану незримым, буду летать над Землей, шумя пугать". И стал Громом». В этом мифе, записанном от чукчанки Кутиэвут в 1895 году зачинателем изучения фольклора народов Севера В. Г. Таном-Богоразом, особо оговаривается созда­ние оленей. Это объясняется древнейшей континентальной основой мифа. Миф относится к эпохе культуры охотников на дикого северного оленя каменного века. Упоминание в нем моря и животных морского промысла составляет более поздний пласт. Солнце — шар для игры — чрезвы­чайно распространенный образ палеоазиатско-индейских мифологий. Можно предположить, что игра в мяч из тра­вы или кожи была изобретена в глубокой древности. По­добные, казалось бы незначительные, детали мифов поз­воляют восполнить то, что в силу естественных свойств материала не сохраняется ни на поселении, ни в погре­бальном комплексе. Напротив, наскальные изображения даже при затруднительности тонного датирования их, пред­ставляя в рисунках сцепы мифологических сказаний, су­щественно дополняют устные известия. Так, на одной из нижнеамурских скал запечатлен ворон с солнцем в клюве что можно воспринять как своего рода иллюстрацию к ми­фам о добывании Вороном Света и Солнца.
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 1265 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>