Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 18.01.2019, 03:03
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Скульптуры эпохи мамонтов - 1
СКУЛЬПТУРЫ ЭПОХИ МАМОНТА
Центральная Франция между реками Луарой на се­вере и Гаронной на юге предстает подлинным музеем па­леолитического искусства под открытым небом. Пещеры с росписями и гравировками, редкие барельефы и много­численные антропоморфные статуэтки — все это состав­ляет золотой фонд мирового изобразительного искусства ранних форм. Ранних — не значит несовершенных. Жен­щина и Конь, Женщина и Бизон у входа в пещеру Ла Маг­дален — таковы почти метровой высоты рельефы, создан­ные первобытным скульптором в конце верхнего палеоли­та. Не менее впечатляет другой рельеф, относящийся к той же эпохе: три высокореалистичные женские фигуры на стене пещеры Англь-сюр-Англен. Наконец, разверну­тая барельефная композиция более ранней, ориньякской, эпохи, в которой женщины «заклинают удачу», мужчина — имитирует движения охотника. Таковы знаменитые фи­гуры из Лосселя, где женщины держат сосуд для питья — рог бизона, а мужчина бросает дротик... Примечательно, что все хотя и немногочисленные, но художественно вы­разительные пещерные барельефы с изображениями жен­щин, очевидно, намеренно выставлены на дневной свет.
Обычно памятники наскального искусства создава­лись в глубоких гротах, святилищах или убежищах пер­вобытных общин, где праздничная ясность дня отсутство­вала... Туда по опасным подземным переходам, узким кар­низам, нависшим над пропастью, спускались мужчины и женщины, которые вели с собой даже детей — их кро­шечные следы навек запечатлены в глине... Цели таких опасных для жизни походов представлялись человеку верхнего палеолита, очевидно, необходимыми и неизбеж­ными. Можно предполагать, что это паломничество было частью обрядов, призванных поддерживать и продлевать жизнь людей и животных.
Названные памятники — это своего рода уникумы, которые были средоточием определенных сакральных представлений. Около них совершались, очевидно, ри­туальные действия. Глубоко реалистичные по форме, они представлялись людям глубокой древности полными мифологического содержания. Но формирующиеся мифо­логические образы и представления еще не находили себе адекватных изобразительных форм. Поэтому первыми в наскальных рисунках и малых скульптурных формах изображались руки человека и знаки женского пола. Образ женщины оказался зашифрованным. Изображение передавало не зримую фигуру, но лишь ее символ. Одна­ко уже в этом символе, распространенном в начале ориньякской эпохи верхнего палеолита (до 25—20 ты­сяч лет до нашей эры), была отражена ведущая идея, воплотившаяся впоследствии в женских образах верхне-палеолитического искусства: идея плодородия, воспро­изводства, вечного возрождения жизни. В эту же началь­ную эпоху появляются весьма редкие изображения туч­ных женщин.
В эпоху ориньяка женские изображения распростра­няются особенно широко. Женские фигурки из костей мамонта и северного оленя составляли убранство жилищ охотников Евразии. Эти прекрасные миниатюрные скульп­торы женщин далеких эпох находят в пещерах, землян­ках, сооружениях из костей и черепов мамонта в бассей­нах Луары, Гаронны, в Дордони, на Рейне, Дунае, Днеп­ре, Дону, Ангаре. Образ женщины-матери, реже молодой девушки, оказался характерным для искусства таких памятников, как Брассемпуи, Леспюг, Лоссель, Плто (Франция), Виллендорф (Австрия), Дольни Весто-нице, Петржковице, Павлов (Чехословакия), Костёнки, Авдеево, Гагарпно, Елисеевичи, Мальта и Буреть (рис. 3,3). Время появления этих памятников — 25—18 тысяч лет назад. Все они расположены в приледниковой зоне с соот­ветствующим экологическим фоном, тундровой и лесо­тундровой растительностью и животным миром. Охот­ничьи коллективы были объединены узами кровного родства и общими хозяйственными интересами, связан­ными с охотой на крупных травоядных — мамонтов, би­зонов и северных оленей. Возможно, в подобных общи­нах уже существовало деле­ние на половозрастные и брачные разряды.
Особенности социального статуса мужчины и женщи­ны, их роль в общественной жизни коллектива с особой отчетливостью проявлялись на ранних этапах развития первобытно-общинной формации. При определении этой роли следует руководствоваться известным положением Карла Маркса о двух сторонах общественного воспроиз­водства: первой, предполагающей воспроизводство жизне­обеспечивающего продукта, и второй — воспроизводство людских ресурсов коллектива.. Значимость социального статуса мужчины в эпоху первобытной культуры опреде­лялась сферой производства материальных ценностей и обеспечения коллектива продуктами питания. Весомость социального и семейного статуса женщины при перво­бытно-общинной формации была обусловлена прочностью ее позиции как матери потомства.
Социальная роль женщины-матери в эпоху верхнего палеолита на ранних этапах формирования общества лю­дей современного типа, кроманьонцев, была исключи­тельно высока и общественно значима. Женщина выступа­ла гарантом стабильной демографии в коллективах охот­ников. Она обеспечивала необходимое для поступатель­ного развития общества воспроизводство людского по­тенциала. В то же время специфические черты психо­физического склада женщины обусловили особое отноше­ние к ней уже на ранних стадиях развития культуры верх­него палеолита. Она воспринималась как феноменальное существо, обладающее способностью активного вмеша­тельства в мир сложных взаимоотношений человека и природы. Подобным представлением о женщине, сложив­шимся в эпоху формирования мифологических традиций, объясняется ее причастность к культово-магической сфе­ре жизни первобытного коллектива. Судя по изобилию статуэток женщин, которые мыслились Матерями При­роды, в эпоху расцвета идеологии матрилинейных общин верхнего палеолита, очевидно, утвердились мифологизи­рованные представления о материнских природных нача­лах. В это время господства первобытного реализма по­являются и первые немногочисленные изображения муж­чин.
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 1278 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>