Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 18.01.2019, 03:04
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Мифы в свете археологии - 5
Многообразно устное художественное творчество эвен­ков, народа с развитым поэтическим воображением. Сказ­ки, героические сказания, родовые предания, легенды, шаманские песни и песни-импровизации — таковы его жанры по представлениям самого народа-автора. Как видим, сами эвенки создали стройную, иерархически соподчиненную систему мифофольклорных жанров, объ­единив, в частности, термином «нимнакан» наиболее ар­хаичное, мифологическое звено: мифы, мифологизирован­ные сказки и песни-импровизации. Икэн, песня-импрови­зация, создавалась в ходе соревнования охотников-воинов. Со временем она стала плясовой, ее исполняли в знаменитых тунгусских многочасовых ночных хорово­дах, в которых участники подражали поступи оленя. Вариантом этого танца был хоровод «животных и птиц»: в круг выходили девушка-«важенка» и юноша-«бычок»... Очевидна архаичность такой охотничьей пантомимы. В ней просматривается отблеск древней пантомимической плясовой песни, искони связанной с нуждами первобыт­ного производственного цикла. Эстетическая сторона это­го театрализованного действа всецело подчинена магичес­ким целям.
Первобытная магия тесно связана с одухотворением, фетишизацией природных объектов — гор, камней, деревь­ев и прочего, вплоть до разных мельчайших предметов. Фетишизм входит в архаичный комплекс представлений человека первобытности, и он, очевидно, существовал уже в домифологическую эру, у неандертальцев среднего па­леолита (за 120 тысяч лет до нашей эры). Войдя органич­ной частью в систему мифологических представлений, фетишизм оказался необычайно стойким явлением со­знания.
Миф отражает, хотя и в своеобразной форме, конкрет­ную стадию социального развития того или иного этноса, Следовательно, сравнения между мифами пародов мира нужно проводить по стадиальному, но не по территориаль­ному и хронологическому признакам. Неравномерность исторического развития привела  к тому,  что нередко весьма отдаленные друг от друга народы обнаруживают существенные параллели в своем мифотворчестве. Отсюда возникает необходимость сравнения древнейших мифоло­гий Сибири  с  архаическими  мифологиями  Австралии, Африки, Северной Америки. Только таким путем можно включить сибирские мифы в общее русло развития мифов мира.
В верхнем палеолите, около 30 тысяч лет назад, про­исходила своего рода материализация мифических об­разов — на основе мифологии возникло изобразительное искусство. Примечательно, что этот процесс археология фиксирует повсеместно — в Сибири, в Восточной и За­падной Европе, Африке, Австралии. Обширные семанти­ческие аналогии сибирских материалов буквально «под­стерегают» исследователя за каждым поворотом прихотли­вой дороги научного познания. Так, мифы и археология открывают тайны древнейшей Сибири.
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 1161 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>