Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 18.01.2019, 03:06
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Сибирские мифы и археололгия


Две рабыни царя Банту - 1
ДВЕ РАБЫНИ ЦАРЯ БАНТУ
На заре культурной истории Евразии, в охотничьих: коллективах кроманьонцев, живших в эпоху верхнего палеолита, 25—10 тысяч лет назад, интенсивно шло ос­мысление природного мира, становление социальных ин­ститутов. Появились и первые жрецы. Они были отправи­телями архаических культов, связанных с почитанием Природы, хранили секреты охотничьей магии, тотемного поклонения. Действия таких жрецов представлялись пер­вобытному мифологизированному сознанию необходимым звеном в полной опасностей жизни охотников па северно­го оленя, мамонта, бизона. Подобно позднейшим сибир­ским шаманам, такие жрецы имели помощников. Об этом свидетельствуют факты археологии.
Одно из наиболее ранних погребений древнего муж­чины-жреца и сопровождающих его в мир иной люден обнаружено еще в конце прошлого века в Приморских Альпах, на территории известной своими выдающимися находками палеолитических погребений общины Гри­мальди. В этом погребении, названном по месту находки Барма Гранде, находились костяки мужчины с культовым инвентарем, а также пятнадцатилетнего юноши и очень молодой женщины. Вместе с костяками мужчи­ны и юноши найдены предметы в виде «двойной оливы», очевидно связанные с культом плодородия. Погребенная женщина со скудным инвентарем и украшениями занима­ла явно подчиненное положение.
Тройное погребение Кубенина открыто в Каргаполье, на севере европейской части нашей страны. Оно датирует­ся рубежом мезолита — раннего неолита (V — начало IV тысячелетия до пашей эры). Мужчина, женщина и юно­ша (возможно, тоже женщина) с расколотыми еще в древ­ности черепами погребены ничком. Длина костяка мужчи­ны, вероятно жреца,— 1,93 м. Можно представить, как поражал соплеменников этот гигант. Пояс его составлял набор из костей п зубов диких животных. С этим же захоро­нением были связаны антропоморфная фигурка типа эм­бриона аморфных очертаний, шейные подвески в виде го­ловки лебедя и копыта животного, а также обильный охот­ничий инвентарь из кремневых орудий. Сопровождающие жреца костяки малы, их длина всего 1,5 м. Жен­щину погребли с прекрасным культовым инвентарем из антропозооморфных скульптурок со звериными копытца­ми. Юноша был положен без инвентаря и ориентирован головой в противоположную, относительно двух главных погребенных, сторону.
Не менее выразительно еще одно древнейшее тройное погребение людей культового статуса. Оно обнаружено в известном Оленеостровском могильнике на Онежском озе­ре и также относится к рубежу мезолита - раннего неоли­та. В нем были похоронены мужчина с жезлом из рига оленя, увенчанным скульптурной в виде головы лося, со многими украшениями из зубов и костей диких животных и сланцевыми ножами, а также две женщины. Одна погре­бена с культовым набором инвентаря: костяными подвес­ками и фигуркой змеи. Вторая женщина занимала явно подчиненное положение, не имела культовых предметов и очевидно, была поражена костяным наконечником стре­лы. Главная «святыня» этого комплекса — жезл — был, вероятно, навершием культового посоха жреца.
Женщины-колдуньи, «чертовки», «лесные бабы», ведьмы во многих мифологиях мира горят в огне, оставляя после себя людям... комаров. «У охотника было две жены: одна нганасанская женщина, другая — сигэ... <...> Охот­ник-нганасан диких [оленей] добывал, сигэ-девка все сразу съедала... Гусиные яйца нашел, в чум пришел, дечил их, дал женщинам по паю. Огонь просто на земле горел — топили тальник в тундре. Огонь горел большой... Муи; говорит: ,,Возьми гуся яйца!". Сигэ, услышав, протянула руки через огонь, он ее в огонь и затащил! Попала в огонь и сгорела, говоря: „После меня тебя что-нибудь мучить будет!". Оттого имя комаров по-нганасански — сигэ нгилядиэ — „искры сигэ"».
Древнейшие образы тотемного характера, завуалированные сказочной фантастикой, чрезвычайно широко распространены в фольклоре. «По обычаю своего племени Комо Кулыпан, очень высокий и красивый юноша, взял в жены двух девушек: одну из них звали Чистое Небо, другую — Белокурая Девушка...» — узнаем из индей­ской сказки «Кулыпан и его жены». Известно также, что Комо Кулыпан (Белая Сверкающая гора или Великий Белый Страж) — это индейское наименование горы Бейкер. В сказке говорится о создании горного рельефа и небесных светил. О культурном герое Кульшане, пове­лителе зверей, творце рек, которому помогают и две его жены (в истоках — типичные героини тотемных времен). В древнем, мифическом, варианте этой сказки мотив со­перничества женщин, вероятно, отсутствовал и все мифи­ческое трио действовало согласованно. Другие примеры показывают, что поздний мотив соперничества двух жен заменялся мотивом соперничества их обеих с мужем.
Категория: Сибирские мифы и археололгия | Добавил: anisim (22.07.2011)
Просмотров: 1146 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>