Туристический центр "Магнит Байкал"

Суббота, 27.04.2024, 07:07
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Походы по Восточному Саяну

На Медвежьи елани - 1
НА МЕДВЕЖЬИ ЕЛАНИ
В Иммиское к Колеватову, пригласившему нас в новый поход по Кизиру, приехали в последней декаде апреля. На Кизире — ледоход, и поэтому не без трудностей перебрались через реку.
Иммиское — село крупное, электрифицированное. Имеет свою школу-десятилетку. Везде снуют велосипедисты, мотоциклисты, на берегу реки много моторок.
Весь день с моим сослуживцем Леонидом Рыбаковым и Николаем Колеватовым мы трудились, снаряжая лодку. Торопимся. Нам предоставлен ранний, к тому же неполный отпуск. Уже двадцать второго, максимум двадцать третьего мая, необходимо вылететь домой.
Вечером, когда после баньки делились за столом новостями, к Николаю зашел «на огонек» его друг — энергичный, рыжебородый мужичок — тоже промысловик. Заметив, что Леонид бросил взгляд на его изуродованную руку, бодро сказал: «Вышел на пенсию»! Оказывается, Цыбан — такова фамилия деда — этой зимой побывал под медведем. «Руку я спас медвежьей требухой. Парными внутренностями ее обмотал, и добрался до жилья. Теперь видите какая?»
Перед отплытием Николай нам объяснил: «В высокогорье еще холодно, снеготаяние слабое, и поэтому выше первого порога вода малая. Здесь же, как видите, воды много. Это потому, что притоки Шинда и Ничка на солнечной стороне, круто падают и даже сейчас имеют значительный сток. Весной на нашей реке — «качели». Внизу воды много, вверху мало, вверху много — внизу мало».
Лавируя между несущимися навстречу льдинами и порядком промерзнув, добрались по Кизиру до Кордово, где заночевали в сторожке на берегу реки.
Утром плывем дальше. Николай вынужден маневрировать — уклоняться от быстро плывущих льдин. На реке холодно, и мы часто вылезаем на берег, чтобы отогреться у костра.
В Усть-Джебе я разговорился с Мартыновым-младшим. «Очень надолго отрываемся от семьи, — говорил Павел, — леспромхоз не хочет раскошелиться на вертолет. Можно и нас, и снаряжение закидывать в отдаленные районы, а на праздники снимать с промысла… Сразу бы все изменилось. А сейчас? Такой тяжелый труд и такой риск. Не буду я больше в таких условиях соболевать. Теперь работаю трактористом и все время живу дома. Безо всякого риска до четырехсот рублей в месяц получаю…»
Рассказ Павла — это мнение молодых соболевщиков. Если не прислушаться к ним, не учесть все возрастающих их потребностей, количество промысловых охотников будет неуклонно снижаться.
Во время третьего похода километрах в четырех ниже первого порога мы посетили палаточный лагерь экспедиции геологов. Каково же было мое изумление, когда сейчас сквозь туманный рассвет я увидел очертания крупного поселка в несколько десятков изб. Вот это темпы!
Довольно долго маневрировал и вдоль ледяного припая, выискивая щель для лодки. Наконец нашли. Жители рассказали, что к новому поселку уже пробита тракторная дорога от Усть-Джеба.
Несмотря на то, что затор у первого порога прорвало еще вчера, ниже порога лед. Пришлось перетаскивать лодку и снаряжение метров триста по льду и только потом — по знакомой нам переволоке.

Категория: Походы по Восточному Саяну | Добавил: anisim (06.12.2012)
Просмотров: 1632 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.