Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Вторник, 23.04.2024, 15:33
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 2)


Памятники КБЖД - 10
Пассажирское здание на станции Шарыжал­гай, созданное в 1908 - 1912 гг, как бы опирает­ся на типовое пассажирское здание для Круго­байкальской дороги 1902 г. Тот же состав помещений и та же последовательность их распо­ложения.
Однако внешний вид его существенно отличается от вида зданий 1902 г. Вальмовые кровли, высокие окна, геометрический декор, резные гребешки на коньке и птичьи головы с раскрытыми клювами, как и фигурные крон­штейны карниза, создают образ эпохи рубежа веков.
Из индивидуальных построек следует отме­тить также Маритуйское одноклассное училище, которое «располагалось в школьном здании площадью  48,63  кв.  саж.»12 и  было построено между 1904 и 1909 гг. Оно стоит как бы особня­ком, резко отличаясь своей архитектурой от до­мов и первого и второго периода строительства.
Вероятнее всего, в этом случае использовали не проект, разработанный в МПС, а проект школы, принятый для сел и деревень
К сожалению, до нас не дошли такие интерес­ные сооружения этого времени, как нетиповое здание блок-поста Лиственичное и жилой дом на станции Хвойная, о внешнем виде которых мы можем судить по фотографиям и чертежам.
Точное количество зданий, возведенных во время строительства второго пути, сейчас опре­делить сложно, но ориентировочно взятое соот­ношение зданий первого и второго периода на дороге до 1956 г. составляло три к двум.
Роль их в создании образа дороги была неодинакова— дома первого периода, более скромные и сдер­жанные по форме, составляли как бы архитек­турный фон станций и разъездов, а основные образные характеристики формировались более содержательными в художественном отношении зданиями 1908--1914 гг.
Подобное распределе­ние ролей в картине дороги не было реализа­цией специально созданной программы, оно сло­жилось стихийно и отражает те изменения, которые произошли за период 1904—1909 гг. в художественных вкусах предреволюционной России.
Состояние архитектурного комплекса дороги в настоящий момент внушает серьезнейшее бес­покойство за его сохранность. Ранее уже упоми­нались некоторые объекты, как типовые, так и индивидуальные, которые не дошли до нас.
Топографическая съемка Кругобайкальской до­роги 1940 г. послужила основой для определения процента сохранившихся зданий сегодня. Натур­ное обследование дороги в июле 1987 г. пока­зало, что в настоящий момент на своих местах находится 57% зданий Кругобайкальской доро­ги, созданных в 1902—1914 гг., и соответственно утраты достигают 43% по сравнению с данными 1940 г.
И все же старая дорога дошла до нас в поч­ти первозданном виде. Судьба вывела этот слож­ный в инженерном отношении и интересный и богатый с эстетической точки зрения участок железной дороги из коммерческой эксплуата­ции и дала нам возможность создать уникальный музей, доступный для туристов и всех, кто ин­тересуется историей родного края. Мы обязаны бережно и разумно подойти к использованию и сбережению Кругобайкальской дороги, как памятника архитектуры и инженерного искус­ства, памятника мастерству русского народа.
Категория: Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 2) | Добавил: anisim (19.07.2011)
Просмотров: 2011 | Рейтинг: 5.0/11 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>