Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Суббота, 20.04.2024, 09:47
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 2)


Богоявленский собор - 3
Приходо-расходная книга называет нам имя подмастерья каменных дел Василия Гаряева, участвовавшего в создании Богоявленского со­бора: «В 27 день августа.» 1728 г. выдано под­мастерью каменного дела Василью Гаряеву 15 руб. ... июля 16 числа 1731 г. Василий Гаряев подрядился... робить на алтаре четыре перемы­чки с четырех сторон ради утверждения шеи и главы, а та шея вывести выше кровли на ар­шин а рядил за работу 10 рублей из готового то­вару».
Скорее всего, Василий Гаряев возглавлял ар­тель каменщиков, строивших собор Богоявления. Известный исследователь культуры Сибири А. Н. Копылов отметил, что до 80-х гг. XVIII в., когда в Сибири (Тобольске и Иркутске) появи­лись первые архитекторы, зодчие-практики «ка­менных дел подмастерья» или «уставщики цер­ковного каменного строения») выполняли функ­ции и архитектора, и прораба-строителя.
Обычно артель, которую возглавлял «уставщик» или «каменных дел подмастерье», брала за образец какую-либо существующую церковь, а в про­цессе строительства вносились частичные изме­нения, дополнения в соответствии с пожелания­ми заказчиков и в меру художественного чутья и мастерства строителей.
Прямым предшественником Иркутского Бо­гоявленского собора исследователь архитектуры
B. В. Скопин считает Троицкий собор (1703) в г. Верхотурье Тюменской области. Внешний вид его, характер конструктивных приемов, масштаб­ных и ритмических взаимоотношений, элементы (пятиглавое завершение восьмерика, шатровая колокольня, обрамление оконных проемов) пов­торяются в иркутском памятнике.
«Троицкий со­бор принадлежит к памятникам строгановской школы. Он построен артелью каменщиков из главного в то время центра уральских владений Строгановых — города Усолья». География при­менения творческих сил этих мастеров обширна. Архитектурные формы и детали Троицкого со­бора повторяются потом в более поздних пост­ройках городов Усолья (Пермская обл.), Соли­камска, Великого Устюга 14 и в Восточной Си­бири.
Среди строителей Верхотурского Троицкого собора мы встречаем имя Василия Гаряева. Он приехал  в Иркутск  не один.  В древнерусской практике было распространено ездить выпол­нять заказы артелями - сложившимися творче­скими группами.
 Прибыл сюда и изразечник. Почти один в один повторены в Иркутске фриз четверика Верхотурского Троицкого собора, сос­тоящий из изразцов-розеток, вставленных в ши­ринки ритмически чередующихся кронштейнов, и декоративные пояса сандриков окон и порталов. Форма румпы иркутских изразцов с высокими краями встречается только в изделиях Соликам­ского производства.
Видимо, каменные работы в 1731 г. шли уже к концу, в августе яренчане Дмитрий и Андрей Тучнолобовы взяли подряд: «покрыть на алтаре Богоявленской церкви кровлю двойным тесом, добрым мастерством безохульно, а за работу рядили 20 рублей».
Категория: Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 2) | Добавил: anisim (19.07.2011)
Просмотров: 1847 | Рейтинг: 5.0/11 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>