Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Вторник, 16.04.2024, 23:39
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 1)


Из истории охраны памятников истории в Иркутской области - 4
Октябрьская революция резко изменила отно­шение к различным историко-культурным памят­никам. Огромное значение придавалось памятни­кам революционной борьбы; были лишены орео­ла святости церкви; разрушались памятники царям. Надо сказать, что в первые годы совет­ском власти местные руководители проявили трезвость в оценке памятников прошлого. Так, разумно обошлись в 1920 г. с монументом Александру III: сам «истукан» был сброшен, а постамент, имеющий высокие художественные достоинства, сохранен. Если бы так же осмотри­тельно решалась судьба памятников прошлого и в последующие десятилетия! Правда, до 1930 г. о памятниках заботились. В 1925 г. Иркутский губисполком обязал все Советы губернии при­нимать меры по охране памятников «старины, искусства и природы». По данным Е. Б. Шободоева, в губернии были поставлены под охрану 52 объекта — комплексы и отдельные памятни­ки. В Иркутском краеведческом музее возник специальный отдел, который и начал работу по охране и изучению памятников истории и куль­туры.
Но затем для реликвий прошлого нашей стра­ны началось печальное время: «В 1930-е годы общественность была отстранена от участия в охране памятников. Вопрос об оставлении или сносе исторических и художественных памятни­ков всецело зависел от административных и даже хозяйственных органов. Под флагом борьбы с пе­режитками прошлого принимались решения о сносе ряда памятников истории и искусства, имеющих огромное значение».
Не избежала этой участи и наша область. В 30-х гг. было снесено или до неузнаваемости изуродовано большинство церквей области. И если в начале XX в. здесь насчитывалось до 500 культовых построек, то теперь мы имеем около 150, г. е. лишь 30% прежнего Таким обра­зом, было уничтожено огромное художественное богатство! В Иркутске из 33 церковных верти­калей в городской панораме сохранилось только 6 (остальные не имеют завершений), но и они при средней нынешней пятиэтажной застройке потеряли свое градостроительное значение как доминанты.
Такая бездумная борьба с религией привела к сносу церквей или приспособлению их для самых неожиданных целей: под склады, птични­ки, заводы, общежития. Это горе-новаторское использование повлекло за собой пере­делки, снос завершений (куполов, колоколен), устройство многоярусных перекрытий, прорубку окон, заделку старых проемов - бесконечные искажения и утраты.
Многие памятники архитектуры потерялись рядом  с  пристроенными  к ним крупными зданиями. Так, четырех-, пятиэтажные дома постро­ены почти впритык к Польскому костелу, собору Богоявления, Казанской церкви. И все же, не­смотря ни на что, удалось сохранить в целом историческую сеть улиц, площадей, кварталов с деревянной застройкой XIX в. В 50-е гг. ведется тактичная застройка центральных улиц города Карла Маркса, Ленина, Урицкого, окончательно сформировавшая их сегодняшний облик Выра­зительность и целостность застроек обеспечили им статус градостроительных ансамблей.
С 30-х гг. на длительный срок было ослаблено внимание и к памятникам истории и археологии; даже из историко-революционных памятников сохранялись только самые известные. В резуль­тате многое погибло, разрушались исторические здания, терялись могилы.
Заключительным аккордом печальной сим­фонии, которую можно было бы назвать «борь­бой с памятниками истории и культуры» оказа­лась кампания по ликвидации понятия «иркут­ская усадьба». В начале 60-х гг. в городе были сметены заборы, ворота, калитки, амбары, сараи. Теперь только по отдельным фрагментам можно воссоздать былую целостную картину. Добрались и до самих домов: тесовые, металли­ческие шатровые с башенками и сложным по­крытием кровли заменили на шиферные, убрали декоративные навершия водостоков, воронки. Забили или переделали в окна главные входы с улицы, зашили досками с цветными витражами арочные галереи прирубов, заменили обшивку узкими досками под руст (под камень) на «вагон­ку», срубы зашили «вагонкой», сорвали резные лобани с окон — вырвали «ниточки» историче­ской ткани...
Со второй половины 60-х гг. намечаются пе­ремены в отношении руководства страны к нашему культурному наследию. В 1966 г. создается Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, в его деятельность по всей стране, в том числе и в Иркутской области, вов­лекаются широкие слои общественности. С кон­ца 60-х гг. начинается реставрация архитектур­ных и исторических памятников города. Много полезного было сделано архитектором-реставра­тором Г. Г. Оранской. При ее активнейшем участии и руководстве, а также при помощи ар­хитекторов А. А. Ополовникова, Е. Ю. Баранов­ского реставрируются Спасская и Богоявленская церкви в Иркутске, создается музей декабристов в домах Трубецкого и Волконского в Иркутске, а также музеи под открытым небом вблизи Ир­кутска и в Братске. Эти два историко-этнографических музея дали возможность вывезти из зоны затопления и спасти десятки интереснейших построек, ознакомить широкие массы трудящихся с ценнейшим историко-культурным наслед­ством.



Категория: Памятники истории и культуры Приангарья (ч. 1) | Добавил: anisim (17.07.2011)
Просмотров: 1903 | Рейтинг: 5.0/12 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>