Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Четверг, 23.11.2017, 01:05
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Открытие Сибири ч. 2


Якутский царь Тыгын - 9
Чтобы понять и наглядно представить себе обстанов­ку, окружавшую под старость Тыгына, нужно, очевидно, иметь в виду ту своеобразную атмосферу древней язы­ческой религии и якутского эпоса, отголоски которых дошли вплоть до XX века, несмотря на разлагающее влияние христианства и новые культурные веяния.
Фигура Тыгына — мудрого старца, владыки и гроз­ного воина, избранника Улуу-тайона — уже при жизни сливалась на этом фоне с величественными образами эпических богатырей и языческих богов. Его рождение и юность овеяны мифологическими образами, окружав­шими детство Чингисхана и еще более древних азиат­ских владык. В простую сюжетную ткань рассказов о борьбе Тыгына с врагами щедро  вплетены обрывки таких же мифологических образов и сюжетов. Завален­ный бревнами гигантской ловушки Тыгын в предсмерт­ном томлении с горечью вспоминает погубленных сы­новей, но уже слишком поздно. В столь мрачных и тра­гических тонах изображается этими преданиями судьба Тыгына. Сама гибель Тыгына связана была в легендах с крупнейшим историческим переломом в жизни якутов, появлением русских на Севере, и обрисована в величе­ственных чертах эпической драмы.
Такой личность Тыгына и осталась в народном созна­нии вплоть до XX века.
В действительности время легендарного Тыгына окончилось не столь эффектно. Он как-то незаметно и тихо сошел с исторической арены. Русские документы даже не отметили смерти грозного якутского «царя», так недавно еще потрясавшего свою лесную страну, де­сятки лет державшего в страхе свой маленький народ.
В устных же летописях его сородичей сказано толь­ко, что под старость Тыгын совсем одряхлел, заболел кожной болезнью, тело его покрылось язвами. Он стал говорить невпопад, потерял разум, память и, достигнув преклонных лет, умер. Его похоронили родственники и воздвигли на месте погребения могильный памятник.
Где и как умер Тыгын, кангаласские предания, долж­но быть, намеренно умалчивают. Линденау же пишет, что Тыгын был взят казаками в заложники и умер как пленник перед приездом первых воевод в Якутский острог. Младший сын, Бэджэкэ, сменил его в аманатах (заложниках), а Окурей (Елькерей) в достоинстве об­щеплеменного главы якутов — в звании тойон-уса. Со смертью Тыгына ушла в забвение целая историче­ская эпоха, началось время новых людей и событий, вре­мя писаной истории.
Реальный исторический Тыгын, отец Бэджэкэ, Ель-керея, Чаллайы и других якутских князцов XVII века, все же по праву занимает важное место в якутской ис­тории дорусского периода не только благодаря своей личной энергии, бесспорным организаторским и военным способностям, но и по общей роли в социально-полити­ческой истории якутской народности.
История эта восстанавливается теперь по тем же ле­гендам, как мы видели, в совершенно новом свете.
Тыгын унаследовал от деда и отца определенное об­щественное положение главы патриархально-родовой по характеру и межплеменной по масштабам организа­ции — союза якутских племен. Вместе с тем он был, оче­видно, и главой господствующего среди них рода, ко­торый является основным носителем идеи общеплемен­ного единства. Организация эта возникла задолго до Ты­гына; она была принесена вместе с прочими элементами древней степной культуры якутов их предками, бежав­шими на север около двух веков назад из Прибайкалья. В Прибайкалье же она уходит во всяком случае в глубь I тысячелетия нашей эры.



Категория: Открытие Сибири ч. 2 | Добавил: anisim (27.06.2011)
Просмотров: 1183 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>