Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 19.04.2024, 20:21
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Открытие Сибири ч. 2


Якутский царь Тыгын - 5
Охваченные злобной радостью нахарцы торжество­вали, восклицая: «Бёре-бетюнцы! Страшные люди! Что стало с вами? Выходите сюда! Неужели вы, превратив­шись в пепел и дым, улетели в воздух?» Собирая валеж­ник и сучья, они бросали их в костер, отчего пламя уси­ливалось, ярко вспыхивало и громко трещало. Бетюнцы же скрылись в погребе и сидели там, закрывая лица от дыма запасенным для еды конским салом.
В этот момент один нахарец стал ходить по свалив­шемуся на пожарище дереву, шевеля палкой пепел, издевательски восклицая: «Как тяжело и как ужасно, что наши дорогие соседи Бёрё-бетюнцы, превратившись в дым, исчезли с лица земли!» Тогда один из бетюнцев, сидевших в яме, знаменитый стрелок Егедей через щель выстрелил в него из лука так, что нахарец упал мертвым.
Решив, что сгоревшие враги и в самом деле превра­тились в злых духов — абаасы, нахарцы от страха убе­жали домой. Увидев это, бетюнцы вышли из убежища и направились за нахарцами, которые расположились но­чевать на речке Хотуйа-Юрэгя. Перед тем бетюнский шаман вселил духа кровопролития — Ильбис в витязя Тэтэйбит-боотура, который обезумел от жажды крови, ночью ворвался в лагерь спокойно спавших врагов и пе­ребил их всех, кроме одного-единственного молодого шамана.
Последний заранее, чуя недоброе, говорил, что Илби-сова дева слишком часто ходит и назойливо поет свои песни. По другому варианту легенды он прорицал: «Ско­ро будет страшное бедствие, богиня кровопролития, ле­тая взад и вперед, воспевает междоусобную войну. Реч­ка будет наполнена кровью до половины человеческой голени». Так как сородичи не послушали его, он ушел с женой и детьми и тем спасся.
Бежав на Лену к своему родственнику Тыгыну, ша­ман обратился к нему со словами: «Бёрё-бетюнцы, жив­шие по соседству с нами, теснили и угнетали нас и в конце концов истребили. Только я один и остался в жи­вых. Будь нашим солнцем-спасителем, заступись, обе­регай!» В ответ на мольбу шамана Тыгын собрал своих воинов и отправил их на Амгу, чтобы отомстить за из­биение родственников.
По одному из вариантов предания, воины Тыгына, окружив юрту бетюнцев и стреляя из луков, потребова­ли, чтобы они выдали девятилетнего сына Масараха по имени Кис-сагыньях (соболиная шуба),родившегося от дочери нахарцев.
Вынужденные принять это требование, бетюнцы вы­толкнули из юрты рыдавшего мальчика. Воины Тыгына сразу же так обстреляли мальчика, что стрелы из него торчали во все стороны как бахрома. Израненный маль­чик бегал и метался, рыдая от невыносимой боли, пока воины, окружившие его плотным кольцом, не закололи наконец свою жертву ударом копья.
После возвращения своих воинов из похода Тыгын решил предпринять второй поход против бетюнцев с тем, чтобы окончательно уничтожить их. Однако, по рассказу сказителя Филиппова, дело закончилось миром.
В том же духе и часто в тех же самых стереотип­ных формулах освещается в фольклоре борьба Тыгына с предками намцев и других племен, не входивших в кангаласскую группу: батурусцев, вилюйчан, хоринцев.
Одно из таких преданий, записанное от сказителя М. Неустроева, поражает обилием деталей, раскрываю­щих традиционное языческое мировоззрение древних якутов.
Предание начинается повествованием о чудесном мальчике-богатыре, родившемся в Намцах, в местности Бетюн; мальчик этот появился на свет божий с серьгою из слитка золота величиною с яйцо чирка. Услышав о нем, старик Тыгын сказал своим приближенным: «Ре­бенок этот вырастет, чтобы властвовать над людьми. Идите и сотрите мальчика с лица земли, пока не окреп­ли его кости». Мальчику было в то время шесть лет.



Категория: Открытие Сибири ч. 2 | Добавил: anisim (27.06.2011)
Просмотров: 2111 | Рейтинг: 5.0/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>