Важной особенностью
общественно-политической жизни города в 1920 — 1930-е гг. стало коренное
реформирование устоявшихся традиций, обычаев и ценностей. При развертывании
этой кампании основными целями были установление монопольного влияния новой
идеологии в общественном сознании и воспитание молодого поколения уже на
коммунистических ценностях. Элементами этой кампании стали изменение
праздничных дней, переименование улиц, площадей, предместий, установление новых
памятников и другие мероприятия. Ненужными, а порой и неприемлемыми для новой
власти оказывались старые устои, которые предстояло упразднить или разрушить.
Прежде всего были отменены
старые праздники, напрямую связанные с православием, например, Рождество,
Крещение, Пасха и др. Вместо них вводились новые: 7 ноября (день Октябрьской
революции), 1 мая (день международной солидарности трудящихся), 18 марта (день
Парижской Коммуны), 22 апреля (день рождения В.И. Ленина) и др. Изменился
характер праздничных мероприятий. Массовые церковные богослужения заменялись не
менее массовыми собраниями и митингами, а крестные ходы уступили место
демонстрациям, массовым представлениям и военным парадам. Так, 1 мая 1921 г. на площади имени III
Интернационала (площадь Кирова) было инсценировано «массовое действо»,
поставленное Н.П.Охлопковым. В 1925
г. в городе широко отмечалось 100-летие восстания
декабристов. Отмечались и траурные даты. Так, 4 апреля 1921 г. в 9-ю годовщину
Ленского расстрела в 19 клубах Иркутска были прочитаны доклады.
Новой традицией стали
коммунистические субботники. Первый субботник в Иркутске прошел 14 марта 1920 г. В нем участвовало
112 бойцов уральского полка 30-й дивизии. Участники субботника работали на
укреплении берегов реки Ушаковки. В воскреснике 21 марта на разгрузке вагонов
на станциях Иркутск и Иннокентьевская участвовали уже около 3 тыс. человек.
Они разгрузили 22 вагона и доставили в город 546 тонн различных грузов. 1 мая 1920 г. иркутяне приняли
участие в общероссийском субботнике. С этого времени субботники и воскресники
в Иркутске стали проводиться регулярно. Только за июль — сентябрь 1920 г. в городе и его
предместьях проведено 16 субботников и воскресников, в которых участвовало более
25 тыс. человек. В последующем субботники были приурочены ко дню рождения В.И.
Ленина.
С началом индустриализации в
Приангарье, как и в целом по стране, развернулось движение ударников как одна
из форм социалистического соревнования. В феврале 1936 г. в Иркутске состоялся
слет стахановцев Восточно-Сибирского края. В движение стали включаться не
только отдельные рабочие и бригады, но и целые смены, участки, цехи, предприятия.
Проводились стахановские сутки, пятидневки, декады. Каждый пример получал
освещение в прессе. Трудовой энтузиазм молодежи был использован партией не
только в пропагандистских целях, но и как один из источников индустриализации.
|