В художественной жизни
губернии большую роль играла Сукачевская картинная галерея. В феврале 1920 г. художники Померанцев
и Пантелеев, обследуя галерею, нашли ее в плачевном состоянии. Они обратились с
просьбой о национализации галереи. 21 февраля 1920 г. Сукачевская галерея
была национализирована. К этому моменту в ней хранилось 250 картин русских и иностранных
художников, а также коллекции картин и скульптур, собранных Восточно-Сибирским
отделом географического общества. Хранителем галереи с 1920 по 1926 г. был иркутский
художник К.И. Померанцев. В 1928
г. галерея значительно пополнилась из Государственного
музейного фонда. В 1936 г.
она выделилась из состава научного музея Иркутска, став самостоятельным областным
художественным музеем.
В 1920 г. на базе классов
рисунка и живописи была образована первая Иркутская художественная
мастерская-студия (ИХМС). «Помещалась она в небольшой квартире — холодной,
тесной, душной. Света... почти не было. Не было также никаких пособий — бумаги,
карандашей, красок, кистей». Мастерская занималась оформлением предприятий
города, публиковала графические работы в газетах, почти ежегодно устраивала
выставки. Впоследствии она была преобразована в Иркутское художественное
училище. До 1932 г.
бессменным руководителем этого учебного заведения был талантливый художник и
педагог Иван Лаврович Копылов.
В начале 1920-х гг. прошли
выставки иркутских художников, на которых экспонировались работы С.Д. Бигоса,
СИ. Виноградова, Б.И. Лебединского, Н.В. Лодейщикова, Н.М. Чистякова.
Необычная выставка состоялась в 1922
г. Она посвящалась изобразительному искусству
бурят-монголов, и на ней было представлено около 500 работ. Крупнейшим событием
в художественной жизни Приангарья стала выставка картин художников Сибири,
приуроченная к 8-й годовщине советской власти. В Иркутск съехались художники из
Омска, Томска, Мариинска, Верхнеудинска (Улан-Удэ).
В 1927 г. иркутские художники
вошли в организованный Союз сибирских художников. В 1932 г. был создан
Восточно-Сибирский краевой Союз советских художников с филиалом в Иркутске.
Первым его председателем стал А.И. Вологдин, один из ведущих художников Сибири
и Приангарья. В конце 1933 г.
местные живописцы и графики организовали первую Восточно-Сибирскую краевую
художественную выставку. В ней приняли участие 97 художников, экспонировалось
530 работ. «Общий характер выставки говорит о том, что сибирский художник
довольно определенно поворачивает к тематике сегодняшних дней, к тематике
социалистического строительства», — писал о ней А.П. Жибинов. В дальнейшем
творческие смотры художники устраивали почти ежегодно. В 1937 г. в Иркутске
состоялась юбилейная выставка произведений художников к 20-й годовщине Великой
Октябрьской социалистической революции. Первая выставка Иркутского областного
Союза художников открылась в декабре 1939 г. и посвящалась 20-летию освобождения
Сибири от колчаковцев.
С самого начала деятельности
новой власти пропагандистский характер носила культурно-просветительная работа.
В Иркутске активно создавались клубы, рабочие дворцы, библиотеки. Для рабочих
читались лекции, например, «Октябрьский переворот», «Всероссийский мир и
Венский конгресс», «Партия коммунистов и ее значение в управлении Советской
Россией», «Революция в деревне», «От Пушкина до наших дней» и др. При клубах
организовывались библиотеки, действовали школы грамоты, различные кружки и
студии, ставились спектакли. В 1921
г. в городе действовало 29 клубов, их посещало в среднем
до 200 человек. На 1 октября 1939
г. в городе было 17 клубных учреждений.
В 1923 г. в Иркутске имелась
21 библиотека. Осенью 1926 г.
открылась фундаментальная библиотека университета. Сначала библиотека имела в
фондах 160 тыс. томов, в конце 1930-х гг. свыше миллиона. В 1939 г. в Иркутске
действовало 79 массовых библиотек (670,8 тыс. книг), самостоятельная детская
библиотека (16 тыс. книг), 15 научных библиотек (1446 тыс. книг). В 1930-е гг.
распространилась практика создавать при крупных библиотеках отделы специального
хранения (спецхранов). В эти отделы передавалась литература, запрещенная
партийным руководством. Часть книг «чуждого для пролетариата содержания» просто
уничтожалась. Допуск в спецхраны был строго ограничен.
Мощным средством культурной
работы было кино. В Иркутске в 1922
г. действовало 6 кинотеатров. Поначалу в распоряжении
губполитпросвета были «2 революционные, 2 научные картины, остальные — драмы
«бульварного пошиба», которые являлись только «эксплоатационным средством для
губполитпросвета». В предвоенные годы в Иркутске действовало 6 самостоятельных
кинотеатров, 31 киноустановка при клубах и 24 кинопередвижки.
В 1930-е гг. направленность
работы культурно-просветительных организаций определялась политикой
коллективизации и индустриализации. Деятели культуры считали, что ведут на
культурном фронте классовую борьбу. В газетах тех лет говорилось, что каждый
окультуренный рабочий и крестьянин приближает крах нэпманов и кулаков.
Из крупных событий того
периода необходимо отметить I съезд ударников культуры Восточно-Сибирского
края, прошедший в июле 1935 г.,
и первую краевую олимпиаду художественной самодеятельности колхозов, совхозов и
МТС, состоявшуюся в конце 1936
г.
Печать была главным
агитационным средством, поэтому все периодические издания перешли под
партийный контроль. Издания, несоответствующие новым идеологическим
установкам, были упразднены. Поначалу газеты распространялись только по
предприятиям, розничной торговли не велось. Часть тиража расклеивалась в
витринах, на столбах и других видных местах. Уже в январе 1920 г. в Иркутске стали выходить
газеты «Сибирская правда», «Известия рабочей дружины», «Известия Иркутского
губернского революционного комитета», для деревни печатался «Красный пахарь».
В 1920 г.
стала выходить комсомольская газета «Наша правда», а в 1921 — 1922 гг. — «Юный
сибиряк».
|