Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Вторник, 05.11.2024, 14:13
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Что в имени твоем, Байкал?


Великое смешение народов - 3
Относительно этнической принадлежности меркитов существует устойчивое мнение, что они были монголоязычны, хотя Рашид-ад-дин, как отмечалось, то относит их к монголам, то говорит, что они «не монголы и не уйгуры». Л. Н. Гумилев», а также некоторые другие ис­следователи высказывают точку зрения о принадлежно­сти меркитов к самодийским племенам, но она очень слабо обоснована.
Родовые группировки меркитов оказались включен­ными в состав многих народов — монголов, тувинцев, киргизов, бурят. Интересные сведения о меркитах, вхо­дящих в состав киргизов, сообщает Г. Н. Потанин. Ока­зывается, меркиты, будучи частью некогда большого народа, сохранили свои предания, отличные от преда­ний киргизов, имеют свою генеалогию, не совпадаю­щую с киргизской. Все это говорит о монголоязычности меркитов.
С меркитами связали свою судьбу найманы. Это крупное племя в начале XIII в. занимало земли так на­зываемого Восьмиречья — бассейны восьми левых при­токов Ангары до ее слияния с Енисеем. Существует мне­ние о тюркоязычности найманов. Полагают, что назва­ние «найманы» является монголо-бурятской копией тюр­кского «сегиз-огузы» («восемь огузов»). Отдельные родо­вые группировки найманов сейчас входят в состав каза­хов, киргизов, алтайцев, бурят.
Когда объединенное войско меркитов и найманов по­терпело окончательное поражение от Субэдэя, меркит-ские кочевья по Селенге и в Бургуджин-Токуме и найманские по левобережью Ангары оказались беззащитны­ми. Именно в это время, в 1206 г., сразу же после похо­да Субэдэя против меркитов и найманов, в лесные края был послан с войском Джучи. Обычно считается, что целью его похода являлось замирение лесных племен. Однако в свете того, что земли меркитов и найманов оказались «бесхозными», нельзя, по-видимому, сводить только к этому намерения Джучи. Цели похода были намного шире — нужно было распорядиться кочевьями и землями меркитов и найманов. И право владеть этими землями, надо думать, получили те племена, которые покорились монголам. Из лесных племен первыми сде­лали это ойраты, а затем уже бурийаты (буряты), бар­гуты, убсусы, хабсаги, тубасы, а также другие лесные народы — шибер, баид, кэсдэм, тухас, тэлэнг, тегюлэс, тан-бичигэт. Джучи дошел с войском до земель тумен-киргизов, предводители которых, выражая покорность, принесли ему подарки в виде белых кречетов, белых ко­ней и черных соболей. Взяв с собой предводителей лес­ных, а также предводителей киргизских, туматских и мингатских народов, Джучи сопроводил их вместе с по­дарками к Чингисхану. Прибывшие раньше других к монгольскому двору ойратские предводители получили наибольшие почести — сыновьям ойратского предводи­теля Худуха-беки были отданы в жены дочери Чингис­хана и Джучи.
Земли лесных народов были пожалованы Джучи. Именно здесь получил начало «улус Джучиев», позднее разросшийся за счет присоединения территорий Средней Азии и Казахстана.
Не все перечисленные племена могут быть иденти­фицированы с современными народами. Некоторые на­званы по местности, где они кочевали (например, убсу­сы — по озеру Убса, вокруг которого располагались их кочевья). Но для целого ряда племен идентификация не вызывает каких-либо сомнений: ойраты, буряты, баргу­ты, тубасы (тувинцы), туматы, киргизы.
Однако не все лесные племена приняли вассальную зависимость от монголов. Примером этому служит исто­рия взаимоотношений монголов с туматами.
В союз с туматами входили хори, история которых достаточно подробно проанализирована в последнее вре­мя Ц. Б. Цыдендамбаевым. Союз хори с туматами не был равноправным. Об этом свидетельствует то, что двойные этнонимы у монголоязычных народов формиро­вались так, что на втором месте обычно располагали на­звание ведущего рода, а на первом — ведомого. По мне­нию Ц. Б. Цыдендамбаева, это был союз туматов-тюрков, занимавших в союзе ведущее положение, и хоринцев протомонгольского происхождения.
Хори-туматы оказывали сопротивление монголам и после похода Джучи в лесные края. На их усмирение был отправлен с войском Борохул. Об этом «Сокровен­ное сказание» рассказывает следующее:
«...Борохул же был послан против Хори-Туматского племени. Хори-Туматами правила по смерти своего му­жа Дайдухул-Сохора, Ботогой-Толстая. Достигнув их пределов, Борохул-нойон, с тремя людьми, пошел впе­ред своего войска. Когда он поздно вечером пробирался по невообразимо трудной лесной тропинке, Туматские дозорные в тылу у него устроили засаду, захватили его и- убили. Узнав о убийстве Борохула, Чингисхан очень разгневался и стал сам собираться в поход на туматов. Насилу его отговорили Боорчу с Мухалием. Тогда он по­слал Дербетского Дорбо-Докшина и наказал ему: "В строгости держи войско и попробуй, молясь Вечному Не­бу, покорить Туматское племя". Дорбо отрядил часть войска к той самой охранявшейся Туматским караулом тропе, по которой хотел пройти перед тем отряд Бороху­ла, и, обманув неприятеля этим ложным движением, сам направил войско по тропе, проложенной дикими буйволами. Когда же лучшие из ратников стали коле­баться, он приказал отборным ратникам нести наготове по десяти прутьев для понукания отстающих. Вооружив ратников топорами, тесаками, пилами и долотами и вся­ким потребным инструментом, он приказал прорубить просеку по следу буйволов, пилить и рубить деревья. И вот, поднявшись на гору, он внезапным ударом обру­шился на пировавших беспечно Туматов и полонил их.
Тут же, у Ботохой-Толстой, в плену у Туматов нахо­дились и Хорчи-нойон с Худуха-беки. Пленение же Хорчи произошло при следующих обстоятельствах. Чингис­хан разрешил ему взять в жены тридцать самых краси­вых туматских девушек. Он и поехал за туматскими де­вушками. Тогда покорившиеся было перед тем туматы восстали и захватили Хорчи-нойона в плен. Узнав о пленении Хорчи, Чингисхан послал к Туматам Худуху, как хорошего знатока лесных народов. Но и Худуха- бе­ки был также схвачен. Замирив окончательно Туматский народ, Дорбо отдал сотню ту матов семейству Боро-хула в возмещение за смерть его. Хорчи набрал се­бе тридцать девиц, а Ботохой-Толстую он отдал Худу-ха-беки...»
Из этого описания явствует, что сопротивление хори-туматов монголы подавляли с помощью вновь приобре­тенных вассалов, в частности ойратов. Политика монго­лов привела, в конечном счете, к расколу хори-туматского племенного союза.
Категория: Что в имени твоем, Байкал? | Добавил: anisim (19.02.2011)
Просмотров: 3888 | Рейтинг: 5.0/9 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>