Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Четверг, 27.04.2017, 22:56
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Что в имени твоем, Байкал?


Великое смешение народов - 1
Что в имени твоем, Байкал?
 
Итак, рассмотрены различные объяснения названия Байкал, условия его происхождения. Мы видим, что ис­торические данные, подкрепленные материалами линг­вистики, антропологии, этнографии и фольклористики, свидетельствуют в пользу якутского варианта. Именно в якутском языке мы должны искать исторические корни появления слова «байгал». Затем это слово было переня­то бурятским народом и в течении веков употреблялось в качестве собственного имени озера-моря, т. е. родилось оно в якутском языке, буряты же, переняв, сохранили и донесли его до наших дней. Надо отметить, что в этом плане этимология данного названия и его предположи­тельное смысловое значение ранее никем с такой сте­пенью подробности не рассматривались.
Нам остается познакомиться с конкретными истори­ческими условиями, в которых происходило зарождение географических названий Прибайкалья и прежде всего названия озера Байкал, в которых происходил процесс становления якутов и бурят как народов, а также близ­ких и родственных им племен и народностей.
Великое смешение народов
Сложная этническая история бурят и якутов не всегда дает возможность однозначно ответить на интересующие нас вопросы, но все-таки позволяет определить некото­рые ключевые позиции. Одной из таких позиций являет­ся вопрос об общих предках якутов и бурят, о так назы­ваемой древней тюрко-монгольской общности. В качест­ве такой общности выступают, несомненно, древние ку-рыканы, населявшие районы Прибайкалья в середине I тысячелетия. Процесс распада этой общности и выде­ления из нее разноязычных племен в исторической нау­ке не исследован даже в первом приближении. Поэтому существование такого процесса не столько доказывается, сколько констатируется. На его возможность указывает то, что аналогичное положение сложилось в этногенезе тюрок и монголов. Раньше считалось, что тюрки про­изошли от хуннов, а монголы ведут историю от сяньбийцев. Однако современные монгольские историки доказы­вают, что предками монголоязычных народов являлись племенные группировки, входившие в состав племенных союзов хуннов и говорившие на монгольском языке. Крушение на рубеже нашей эры хуннского государства под влиянием внешних врагов и собственных неурядиц и раздоров привело к обособлению тюрко- и монголоязыч­ных племен. В языке их существовала исходная об­щность, которая впоследствии стерлась под влиянием разнонаправленных тенденций, обусловленных различ­ными историческими судьбами народов.
Тем не менее понятие общности не предполагает единства языка. В хуннских племенных объединениях уживались, по-видимому, прототюркские и протомон-гольские языковые группировки. Языковым единством не отличались, возможно, и курыканы. В связи с этим важно указание Г. У. Эргиса со ссылкой на сообщения Рашид-ад-дина о том, что термин «тюрк» имел в древ­ние времена не столько этнический или лингвистиче­ский, сколько социально-бытовой смысл.
Этнически и лингвистически неоднородная тюрко-монгольская общность распадалась под влиянием про­цессов, совершавшихся в тот период в Центральной Азии. Эти события в конечном счете вели к значитель­ной перестройке социально-политической карты региона, в том числе и Сибири. На основе экстенсивного кочевого скотоводства в степях бурно развивались крупные пле­менные объединения, для которых степи становились тесными. Происходили движения и этнические смеше­ния внутри степного «котла», а со временем его «содер­жимое» как бы «выплескивалось» за его пределы, в сте­пи и лесостепи окраинных районов, в глухую таежную зону. Возникавшие в степях Центральной Азии государ­ственные объединения имели классовую структуру. Они оказывали существенное давление на ближайшую пери­ферию, жившую в условиях первобытно-общинного строя. Это давление выражалось в распространении в ка­честве основных типов хозяйства скотоводства, олене­водства, земледелия, железоделательного производства; в установлении торговых связей; в разложении перво­бытно-общинных отношений. Воздействие классовых об­ществ на первобытные племена вызывало значительные перемещения и передвижения народов, затронувшие так или иначе всю Сибирь, в результате чего этническая картина региона оказалась весьма сложной.
Движение на север, происходившее в то время как у тюркоязычных, так и у монголоязычных племен, было характерно для всего сибирского юга. Оно вызывалось процессами, происходившими в степях, этом «народо-вержущем вулкане», по выражению Н. В. Гоголя. В За­падной Сибири отчетливо намечаются две волны тюркизации местного населения — угров, самодийцев, кетов. Ранняя волна распространялась с юга по Оби и Томи и далее на восток, к Чулыму. Поздняя, наиболее интен­сивная, волна тюркизации приходится на XII—XVI вв. Она шла со стороны енисейских кыргызов. Отдельные группы тюрок расселялись по сибирским рекам, и посте­пенно происходила тюркизация левобережной части бас­сейна Оби и Иртыша. Здесь волна шла также с юга, но уже со стороны тюркоязычных кьшчакских племен. Они теснили угров к северу, частично ассимилируя их. По­следний процесс привел к образованию самостоятельных народностей — тобольских и барабинских татар, язык которых относится к кыпчакской группе тюркских языков.
Аналогичные процессы происходили в прибайкаль­ских и забайкальских степях и лесостепях. Они затраги­вали и племена, населявшие дремучую сибирскую тайгу. Однако история этих событий еще во многом не ясна. Применительно к главному нашему вопросу следует рас­смотреть, вслед за Г. У. Эргисом, какие племена, насе­лявшие районы Прибайкалья и Ближнего Забайкалья в XII—XIII вв., можно было бы рассматривать в качестве предков, сформировавших ядро якутской народности. При этом исходным пунктом будем считать тот факт, что якуты называют себя урянгхай или саха. С такой позиции проанализируем данные средневековой истории.

 

 

Категория: Что в имени твоем, Байкал? | Добавил: anisim (19.02.2011)
Просмотров: 4579 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>