Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 18.01.2019, 03:51
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Что в имени твоем, Байкал?


Ураангхай-сахалар - 1
Ураангхай-сахалар
В якутском языке существуют два термина — «ураанг-хай» и «саха», представляющие собой самоназвания на­рода. Термин «саха» широко распространен в народе, в разговорной речи, он считается главным, основным са­моназванием  якутского  народа.   Термин  «ураангхай» присущ фольклору — песням, эпической поэзии, шаман­ским молитвам. Оба термина могут употребляться и со­вместно:, то в форме ураангхай-саха, то в виде саха-ураангхай. В словаре Э. К. Пекарского слово «ураангхай» оп­ределяется как старинное название якутского племени, как «якут», «человек», а сочетание «саха-ураангхай» — как «люди — якуты», «все племя», «все якуты». В якут­ских легендах иногда фигурирует персонаж Ураангхай-Саха — древнейший предок якутов, а также упоминает­ся расположенное на юге, у озера Байкал, государство Урянхай, причем легендарный герой якутского эпоса Эллэй считается урянхайцем. В фольклоре якутов есть так­же упоминание о древнем племени урааныкаан.
Оба термина — «ураангхай» и «саха» — давно стали предметом рассмотрения историков, пытавшихся рас­шифровать историческую судьбу якутского народа. Мы кратко расмотрим оба пути (версии), которыми следова­ла мысль историков.
Версия «ураангхай». По этой версии устанавливает­ся генеалогитческая связь якутов с урянхайцами (урян-катами), о которых уже говорилось. Такую связь обос­новывали в прошлом в различных вариантах Д. А. Кочнев, В. Ф. Трощанский, В. В. Радлов. Критический, по­рой довольно пристрастный разбор взглядов этих иссле­дователей выполнен Г. В. Ксенофонтовым. Д. А. Кочнев впервые выдвинул гипотезу о том, что якуты при­шли из Урянхайского края (нынешняя Тува), населен­ного, в числе прочих племен, урянхайцами. А в более раннюю историческую эпоху урянхайцы появились из Туркестана; это одно из уйгурских племен. Подтвержде­ние своим взглядам Д. А. Кочнев видел в сходстве само­названий якутов и урянхайцев, в близости их языков, в тождестве имен «урангхай» и «уйгур». Пути переселе­ния якутов из Урянхайского края он намечал через рай­оны Прибайкалья.
Близкой к этим взглядам была концепция В. Ф. Трощанского.
Академик В. В. Радлов значительно модернизировал версию Д. А. Кочнева и В.Ф. Трощанского. Он отбросил утверждение о связи урянхайцев с уйгурами. По его представлениям, якуты происходят от урянхайцев, иско­ни населявших горные районы Алтае-Саяна. Отсюда они пришли на Байкал, где были известны как лесные урянкаты и жили в тесном общении с монголами. Этот союз урянхайцев и монголов подвергся тюркскому влиянию, когда монголы стали вытеснять с юга тюркские племена. Отюреченные урянхае-монгольскис племена продвину­лись на Лену.
Однако в настоящее время связь якутов с урявкатами, жившими в Прибайкалье, можно представить совсем иначе. Урянкаты относились к тюркским племенам, на что ясно указывает Рашид-ад-дин,— они, в отличие от монголов, не боялись грома и молнии. Урянкаты дели­лись на лесных и степных. Судьба тех и других в эпоху «великого смешения народов» оказалась различной.
Лесные урянкаты, жившие в горах, были вытеснены в горные районы Алтае-Саяна. Позднее они вошли в со­став тувинцев, а районы их обитания стали называться Урянхайским краем. На востоке урянхаты были рассе­лены вплоть до Тунки. Здесь они еще в XVIII в. говори­ли на тюркском наречии, близком к языку соседних карагасов (тофаларов). Живя в относительной изоляции, тувинские урянхайцы были вынуждены брать в жены буряток из ближайших бурятских родов, что привело в конечном счете к смене их языка. Сейчас тувинские урянхайцы входят в состав бурят. Они имели этническое самоназвание сойоты и подразделялись на несколько родов — хаасут, иркит, онход. Будучи тюркоязычными, сойоты к настоящему времени полностью слились с бу­рятами.
Судьба степных урянкатов не ясна.
Урянхайцы (урянкаты) входят в состав многих наро­дов — монголов (дархаты), киргизов, бурят. В связи с фактом вхождения урянхайцев в бурятские роды и племена интересно отметить упоминание их (или боже­ства под сходным именем) в бурятских мифах. Так, в некоторых мифах рассказывается о водяных хатах (ду­хах). Водяные хаты — это добрые существа, благораспо­ложенные к людям. Они живут на дне глубоких вод и властвуют над водной стихией. Хаты свободно передви­гаются не только под водой, но и по земле. Здесь они ез­дят на лошадях, правым и левым поводом которых пра­вят Ута Харанга нойон и Уряанхай. Мифологический образ Уряанхай не находит пока объяснения. Следует также отметить, что бурятские шаманы в своих закли­наниях часто обращались к великой урянхайской ша­манке (уряанхай ехэ одигонхон), упоминавшейся совме­стно с Большим тунгусским отцом. Считается, что это — пережиток былого общения между бурятскими, тюркскими и эвенкийскими племенами. Кроме того, у бурят Приангарья первым шаманом, обнаружившим во­дяных хатов и начавшим приносить им жертвы, считал­ся урянхай Унхуев.
Среди монголов есть кости (роды) — урангхан, урянхд, урейхан, уранхай.
Если только справедлива рассматриваемая версия о происхождении якутов от урянхайцев (урянкатов), то следует ожидать слово «байгал» в языке урянхайцев, на­селяющих Алтае-Саянское нагорье.
Урянхайцы (сойоты, соены) вошли в состав тувин­цев. В тувинском языке, относящемся к группе тюрк­ских языков, «море» выражается через «далай», а «оке­ан» — через заимствованное «океан»; слово «байгал», как, впрочем, и чисто тюркское «тэнгис», в языке отсут­ствует. Один из ранних исследователей малых народов Алтая, этнограф и лингвист Н. Ф. Катанов в одно племя с урянхайцами включал проживавших рядом с ними ка-рагасов (тофаларов). Он отмечал и близость их язы­ков. В тофаларском языке тоже нет слова «байгал», а «море» и «океан» выражаются через «далай».
Отсутствие слова «байгал» в языке тувинцев и тофа­ларов является серьезным препятствием к тому, чтобы признать справедливость версии о родстве якутов и урянхайцев. Кроме того, есть и другое серьезное возра­жение.
Дело заключается в том, что урянхайцами русские назвали племена и роды Алтае-Саяна не со слов самих народов этой страны, а со слов их соседей. Урянхами их называли монголы, алтайцы, барабинские и вообще си­бирские татары и даже далекие от них маньчжуры. Сами же народы (племена и роды) имели другие само­названия, себя они называли сойотами, соенами (у рус­ских — саянцы), монголами, торгоутами, тубо (тувин­цы) и т. д. Как и у якутов, у них были как бы двойные самоназвания. Но в то же время, в отличие от якутов, одно из названий принадлежало не им, а их соседям. Оно было как бы со стороны. И когда речь заходила об этнической принадлежности, то многие племена и роды от названия, данного им соседями, со стороны, обычно отказывались, как от чужого и чуждого, подобно тому как человек, имеющий имя, отказывается от сомнитель­ного прозвища, от унизительной клички. В связи с этим интересным представляется сообщение Б. О. Долгих о том, что «вообще же термин "урянхи" не имел этниче­ского значения. Урянхами назывались в XVII в. балаган­ские тунгусы, а в XVIII—XIX вв. самые разные группы населения Сибири...». Оказывается, название урянхи от­носилось к отсталым горным и таежным охотйикам, жившим в глуши, т. е. оно было не этническим, а, ско­рее, социальным, выражающим собой отношение более развитых скотоводческих племен к патриархальным охотникам. Следовательно, совершенно бессмысленно искать предков якутов по термину «урянха».
В связи с последним необходимо сказать, что неудач­ными оказываются и попытки отыскать этимологические корни слова. Одну из таких попыток предпринял Г. В. Ксенофонтов, который полагал, что слово восхо­дит к эвенкийским «орон», «уран» :— «олень» и родст­венно с «оронкон» — «олененок». Неудачность этой по­пытки состоит в том, что в эвенкийском языке сущест­вует слово «уранкай» — «человек». Оно, как и якутское «ураангхай», встречается только в фольклоре и употреб­ляется как самоназвание группы горно-таежных охотни­ков Забайкалья и Приамурья. И совершенно не ясно, какому языку оно первоначально принадлежало, а в ка­кой язык попало как заимствование. Вопрос осложняется еще тем, что близкое слово «уренхит» есть в кетском языке, где оно означает «водяной (речной) человек».
Категория: Что в имени твоем, Байкал? | Добавил: anisim (19.02.2011)
Просмотров: 3106 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>