Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 19.04.2024, 22:15
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Что в имени твоем, Байкал?


История и этногенез бурят и якутов - 2
Раскопки курумчинских поселений и могильников показывают большое сходство материальной культуры курумчинцев с культурой поздних якутов — в метал­лургии железа, в кузнечном деле, в производстве кера­мики, в погребальных обрядах. Эти факты имеют су­щественное значение в решении вопроса этногенеза якутского народа. Курумчинцы оказали решающее влия­ние на формирование якутской народности. Вместе с тем среди курумчинских захоронений обнаруживаются мо­гильные погребения иного типа, принадлежавшие мон­гольским племенам, проникшим на Селенгу, Ангу, в верховья Лены с востока. Монгольские поселенцы сохра­нили степной образ жизни, о чем говорят их каменные писаницы, где широко зафиксированы различные спосо­бы охоты, в том числе коллективные, облавные, прово­дившиеся в степях. Поселенцы многое заимствовали у курумчинцев — у них возникли зачатки земледелия, они переняли культовое представление о священных скалах с писаницами, горах, о духах-хозяевах крупных рек. Исследование человеческого черепа из могильника на острове Ольхон антропологом Н. Н. Мамоновой пока­зало, что он по физическому типу является монголоид­ным, близким к современному бурятскому типу. Таким же по типу оказался восстановленный по черепу М. М. Герасимовым облик средневекового поселенца Ольхона. Проникновение монгольских племен в мир курумчинцев-тюрок происходило в X—XI вв. Во взаимо­действии этих племен с курумчинцами начала формиро­ваться новая народность — бурятская.
Иной взгляд на взаимо­действие монгольских племен с курумчинцами и соответст­венно на условия формиро­вания якутов и бурят вы­сказывает Н. П. Егунов. Он полагает, что находимая археологами по раскопкам материальная культура железного века в Прибайкалье принадлежит протомонгольским племенам, аборигенам края. Курумчинская культура появилась позднее, с при­ходом сюда тюрок. Тюрки многое заимствовали у прото-монголов, в частности скотоводческую терминологию в языке. Это устанавливается, как полагает Н. П. Егунов, по тем многочисленным монголизмам, которые харак­терны для якутского языка. Монголизмы якутского язы­ка, таким образом, выступают единственным и главным доводом в построениях исследователя, однако доводом довольно уязвимым, поскольку их можно объяснить и тем, что в состав якутского народа вошли (и действи­тельно присутствуют) бурятские роды.
Расцвет курумчинской культуры приходится на пе­риод с VI по VIII в. н. э.
О курумчинцах знали и другие народы. Китайские летописи упоминают племена под именем гулигань, жившие севернее хой-ху, т. е. уйгуров. Иногда в летопи­сях указывается и море, вокруг которого живут гулигане. Вероятно, это Байкал. В то же время древние тюрки Монголии называли жителей прибайкальских районов курыканами. О курыканах повествуют древние тюркские письмена, найденные на Орхоне. Установлено, что древнетюркское название «курыканы» тождественно назва­нию гулигань их китайских летописей. К тому же сведе­ния о жизни и быте племени гулигань, полученные из китайских летописей, полностью совпадают с характери­стикой хозяйственного уклада курумчинцев, который выявлен по археологическим материалам.
Первые исторические сведения о курыканах относят­ся к 552—553 гг., когда курыканские послы явились на погребальную церемонию по случаю смерти родоначаль­ника орхонских ханов Бумын-кагана. Позднее была от­мечена помощь курыкан уйгурам в их борьбе с орхонскими тюрками. Курыканы посылали послов к китайско­му императорскому двору.
Исследователи истории и этногенеза якутского наро­да находят много общего в культуре и укладе жизни ку­рыкан и якутов, на основании чего делается вывод о том, что курыканы являются предками якутов. С дру­гой стороны, поскольку обнаруживается такое же сход­ство и в отношении бурят, можно предположить, что ку­рыканы — прямые их предки. И есть еще одно воззре­ние, позволяющее подойти к данному вопросу с третьей стороны. В.В. Свинин обратил внимание на то, что термин «курыкан» бытует почти без изменения у эвен­ков Северного Байкала — курокан, куракан, куришэн. Термин имеет параллели, в смягченном виде, в бурят­ском и монгольском языках — хуръгэн, хурьгэн, хургэн, в древнемонгольском — kuriken, в туркменском — koreken, и во всех случаях слово имеет одно значение — «зять». В орхонской надписи на памятнике Кюль-Тегину упоминается племенной союз уч-курыкан. В этом назва­нии давно понято первое слово, оно по-тюркски означа­ет «три». Второе слово оставалось непонятным. Если привлечь сюда эвенкийские термины с их бурятскими, монгольскими и туркменскими параллелями, то термин «уч-курыкан» понимается как «три зятя», т.е. «три ро­да», связанные, по мнению В. В. Свинина, так называе­мой «кольцевой» системой родства, обнаруженной у многих народов мира. Следовательно, заключает В. В. Свинин, в состав трехродового союза входили, кро­ме древних тюрок, также группы тунгусо- и монголо-язычного населения.
Видимо, надо признать, что курыканы как этниче­ская общность не отличались однородностью. В понима­нии их этнической природы наиболее близок к истине, видимо, В. В. Свинин. Он же подчеркивает, что курыканы жили не изолированно, они имели широкие связи со многими народами. Об этом свидетельствуют на­ходки уйгурской керамики и керамики, имеющей, скорее всего, среднеазиатское происхождение и отно­сящейся к согдийской колонии на реке Унге, притоке Ангары.
Таким образом, наметившееся на первых этапах изу­чения расхождение во мнениях о том, чьими же — яку­тов или бурят — предками являются курыканы, посте­пенно ликвидируется путем признания этнической раз­нородности курыкан. Отдельные составляющие их этноса могли сыграть существенную роль в этногенезе и яку­тов, и бурят, и тунгусов. Но при этом опять же нельзя идти по пути упрощенных схем. Как показал в послед­нее время Б. Б. Дашибалов, рассмотревший погребаль­ные памятники и обряды позднего средневековья При­байкалья в свете этногенеза бурят, в складывании бу­рятского народа значительную роль играли тюркские и эвенкийские этносы. И подобный же вывод следует сде­лать в отношении якутов и эвенков. Решение вопросов этногенеза аборигенов Сибири следует искать на путях признания постоянных этнических взаимодействий в прошлом. Формирование этносов было центробежным процессом, шедшим в бурлящем котле человеческих ин­дивидуальных и общественных взаимоотношений.

 

 

Категория: Что в имени твоем, Байкал? | Добавил: anisim (19.02.2011)
Просмотров: 7405 | Рейтинг: 4.9/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>