Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 18.01.2019, 03:07
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Что в имени твоем, Байкал?


История и этногенез бурят и якутов - 1
История и этногенез бурят и якутов
Ответить на вопрос о том, какому языку — бурятскому или якутскому — принадлежит слово «Байкал», в ка­кой-то мере могут помочь сведения о происхождении, этногенезе этих народов.
Оказывается, что далекие предки у бурят и якутов были общими или, по крайней мере, состояли в узах об­щей государственности, общей культуры. В качестве та­ковых рассматриваются курыканы (курумчинцы).
Первыми сведениями о курыканах наука обязана Якову Линденау, участнику Великой Северной экспеди­ции, организованной в 1745 г. Российской Академией наук. Во время поездки на Байкал Я. Линденау обнару­жил на реке Лене древнее укрепление, которое, по его мнению, заселяли якуты до их передвижения вниз по Лене. Он же отыскал в долине Лены древние наскальные рисунки. Значительный интерес к древним памятникам был проявлен исследователями XIX в. Интенсивно изу­чались в это время городища, поселения, стоянки, пеще­ры, могильники, писаницы. Значительный вклад в изу­чение древней культуры был внесен Н. Н. Агапитовым, И. Д. Черским. В исследованиях Н. Н. Агапитову^ по­мощь оказывал выдающийся бурятский исследователь М. Н. Хангалов. Памятники, приписывавшиеся в то время предкам якутов, в особую культуру выделил М. П. Овчинников и назвал ее курумчинской.
Изучение памятников курумчинской культуры про­должалось и в XX в. С этим периодом исследований связаны имена Б.Э. Петри, Т.И. Савенкова, П.П. Хо­роших, Г.П.  Сосновского, В.И. Подгорбунского, A.П. Окладникова, М.П. Грязнова, Э. Р. Рыгдылона, B.В. Свинина, И.В. Асеева и др.
Ареал курумчинской культуры имеет своим центром Байкал, берега которого были заселены в то время до­вольно густо. Он распространяется на низовья Селенги, бассейн Баргузина, Иркута, Ангары (до Балаганска), Лены (от верховий до Жигалово).
Чем же занимались курумчинцы?
Характерное их занятие — выплавка железа и его обработка. Добытую руду курыканские плавильщики ук­ладывали в горн послойно с древесным углем. Уголь за­жигали и вручную приводили в действие меха. На дне торна оседал металл, и шлаки выпускались из горна че­рез специальное отверстие. Полученное губчатое железо было еще невысокого качества. Поэтому его снова нагре­вали и проковывали, освобождая от остатков шлака. Так достигалось высокое качество сыродутного железа, со­держание в нем металла доходило до 99,43 %, оно ста­новилось прочным и ковким.
Из железа делались ножи, наконечники стрел и ко­пий, предметы домашнего обихода. В стоянках курыкан обнаружены обломки чугунных котлов. Курыканы уме­ли выплавлять чугун и отливать из него котлы. В Ир­кутске в 1937 г. интересное исследование провел Д. Н. Лев. Он сделал химический анализ хранящихся в краеведческом музее чугунных котлов и наплавок на них. Как известно, сыродутное железо получается при температуре 600—700°, а чугун — при более высокой температуре, не ниже 1200—1250°. Следовательно, что­бы вылить чугун из металла или сделать наплавку на него, надо было уметь получать очень высокую темпера­туру. Это достигалось с помощью специальных сопел, изготовленных из особой огнеупорной глины. Находи­мые в курыканских стоянках сопла обычно сильно де­формированы, что указывает на то, что они подверга­лись воздействию высокой температуры.
Курумчинцы занимались также скотоводством, осо­бенно разведением лошадей, и земледелием, в том числе орошаемым. Определенное место в их хозяйстве занима­ли рыболовство и охота. Курумчинцы обрабатывали кос­ти и рога, изготовляя из них украшения, наконечники стрел, псалии, накладки на луки, колчаны. Накладки колчанов обычно орнаментировались резьбой, которая затиралась черной краской, т. е. как бы инкрустирова­лась. У курумчинцев было развито и керамическое про­изводство, хотя изготовляемые ими сосуды не отлича­лись особым качеством.
Курумчинцы вели полуоседлый образ жизни. Какую-то часть года они жили в городищах, представлявших собой четырехугольные поселения, обнесенные с трех сторон валами и рвами и ограниченные с четвертой сто­роны обрывистыми склонами. Иногда стены городищ вы­кладывались из камня.
Кроме стоянок, поселений и городищ, известны ку-рыканские могильники, подробно охарактеризованные И. В. Асеевым.
Еще более века назад Н. Н. Агапитов открыл по за­падному берегу Байкала каменные стены. Спустя полвека П. П. Хороших отметил также сторожевые вышки на мысах Хатырхей, Хальтэ, на горах Сахюртэ, Мухортэ, Имыл-галдаш (последняя открыта в 1880 г. И. Д. Чер­ским). Предназначение каменных стен, сооруженных на гористых мысах рядом с Байкалом, представляется во многом загадочным. Выяснить их предназначение было целью специального исследования Э. Р. Рыгдылона. Он склонился к мнению о том, что это были стойбища-убе­жища более или менее оседлых скотоводов и охотников. Сооружение каменных стен он датировал VI—X вв.
Высоким был и уровень культуры курумчинцев. Об этом можно судить по наскальным рисункам-писаницам, результаты изучения ко­торых описаны А. П. Ок­ладниковым. Среди на­скальных рисунков встре­чаются рунические надпи­си. В Прибайкалье найдено восемь древних надписей на древнетюркском языке, выполненных орхоно-енисейским руническим пись­мом. Именно на основе этих надписей был сделан вывод о тюркском происхождении курумчинцев. Однако этот вывод не бесспорен. Дело в том, что текстов пока найде­но очень мало. Это короткие надписи, в одну-две стро­ки, в строке несколько слов, а порою даже отдельные знаки. Часть надписей не поддается прочтению или не может быть представлена связным текстом. По мнению Э. Р. Рыгдылона и П. П. Хороших, в рунических надпи­сях обнаруживаются не только якутские и хакасские языковые элементы, но и элементы бурятского языка.
Категория: Что в имени твоем, Байкал? | Добавил: anisim (19.02.2011)
Просмотров: 2192 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>