Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Понедельник, 20.11.2017, 10:00
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Что в имени твоем, Байкал?


Древнетюркский вариант предания
Древнетюркский вариант
Тюркские кочевые племена к началу VI в. занимали районы Хангая, Саян, Алтая, а также территории, при­мыкающие к этим горным системам с севера. Создав го­сударственные объединения — каганаты, во главе кото­рых стояли каганы (вожди, предводители), тюрки сыгра­ли заметную роль в истории народов Центральной Азии в период с VI по VIII в. нашей эры. У древних тюрок было два крупных племенных объединения — теле и тюкю, связанные по происхождению с древнейшими на­родами региона — хуннами и динлинами.
Некоторые историки считают, что основное ядро древних тюрок обитало в центральных частях совре­менной Монголии, в бассейне Орхона, откуда и на­звание -— орхонские тюрки. Здесь якобы была и столица государства, позднее унаследованная монголами,— Ка­ракорум.
Сохранились рунические письмена древних тюрок, из которых наибольшей известностью пользуются орхон­ские тексты, датируемые VIII в. Эти тексты известны как «тюркское руническое» или «сибирское» письмо. Первые сведения о надписях на камнях стали появлять­ся в начале XVIII в. Камни с письменами находили в различных районах Сибири — на Оби, Енисее, много их найдено в Монголии, преимущественно на Орхоне. Про­честь «сибирское» письмо долгое время не удавалось. Пытались сопоставить его с индийским письмом, с юж­но-аравийской письменностью и даже с германскими ру­нами. Но только датский языковед В. Томсен в конце прошлого века провел удачную расшифровку, предполо­жив, что язык «сибирского» письма — тюркский. Используя расшифровку Томсена, полный перевод ру­нических текстов дал известный русский тюрколог В. В. Радлов.
Возможность воспроизведения названия Байгал от названия народности байырку (байегу, байирку, баюр-ку), упомянутой в орхонских текстах, отстаивал Хирт. В. В. Бартольд, давая справку о названии Байкал в «Эн­циклопедию ислама», считал такую возможность более чем сомнительной.
Если обратиться к современным переводам орхонских текстов, то можно обнаружить, что в орхонских руни­ческих письменах упоминается лишь страна Байырку, но отнюдь не народ. Приведем выдержки из этих текстов.
В Малой надписи в честь Кюль-тегина повествуется о военных походах тюрок:
Назад, через реку Йенчу переправясь,
До Железных ворот я прошел с войском.
Налево, до страны Йир-Байырку, я прошел с войском.
До стольких стран я водил войска!
В Большой надписи в честь Кюльтегина рассказыва­ется о битве с Улуг-иркином, правителем из страны Йир-Байырку:
После этого [страны] Йир-Байырку Улуг-иркин стал [нам] врагом.
Рассея» его, мы разбили [его] при озере Тюрги-Яргун. Улуг-иркин бежал только с немногими мужами (воинами).
Кроме того, в Большой надписи говорится о белом жеребце из Байырку, на котором Кюль-тегин устремля­ется в битву с врагами:
Кюль-тегин, сев верхом
На белого жеребца из Байырку, бросился в атаку.
           Одного мужа
(воина) он поразил стрелой,
         
Двух мужей (воинов) одного за другим он заколол [копьем].
          В этой атаке он ударил Белого жеребца из Байырку, сломав ему бедро.
В надписях говорится, что страна Байырку располо­жена «налево». Заметим, что в соответствии с представ­лениями древних тюрок географическое пространство измерялось по четырем направлениям: вперед (восток), направо (юг), назад (запад), налево (север). В орхонских надписях обширность государства древних тюрок отражается, например, следующим образом: «Вперед, вплоть до солнечного восхода, направо, вплоть до полу­дня, назад, к солнечному закату, налево, вплоть до по­луночи,— там, внутри [этих пределов], находящиеся народы все мне подвластны!».
В надписях иногда дается и географическая привязка событий: «Вперед я прошел с войском вплоть до Шантунгской равнины, немного не дошел до моря; направо я прошел с войском вплоть до "десяти эрсенов", немного не дошел до Тибета; назад, переправясь через реку Иен-чу [Жемчужную], я прошел с войском вплоть до Темир-капыга [Железных ворот], налево я прошел с войском вплоть до страны Йир-Байырку,— вплоть до столь [мно­гих] стран я водил [свои войска]».
Отметим, что в переводах страна называется Йир-Байырку, что неправильно, так как «йир (иер)» по-древ-нетюркски означает «земля, место, страна». Поэтому следует говорить о стране Байырку. Учитывая, что мес­том создания рунических надписей была река Орхон, можно определить, что страна Байырку располагалась в Восточном Саяне, Приангарье или Прибайкалье. При­близительно с теми же районами китайские летописи связывают локализацию народности байырку.
Все это как будто свидетельствует о том, что от на­звания страны Байырку происходит и название Байкал. Однако полной уверенности нет. Совпадают только пер­вые слоги. Вторая же составная часть — «ырку» — име­ет толкование, по смыслу совершенно не связанное со словом «байгал». Слово «бай» на древнетюркском языке означало «богатый». А вот слово «ырку» принято отно­сить к названиям родовых группировок. Так, у тувинцев и якутов существуют роды иргит, у бурят, населявших долины Иркута и Китоя, и у сойотов, кочевавших в Вос­точном Саяне,— роды иркит, у монголов, населявших Дархатскую котловину на севере МНР, хакасцев, алтай­цев и телеутов — роды ыргыт.
Что же касается этнической или языковой принад­лежности народности байырку, то мнения ученых на этот счет расходятся.
Обычно считается, что байырку входили в тюркоязычный этнолингвистический мир. Есть мнение о монголоязычности байырку. В состав монгольских племен бай­ырку включает, например, Г. Н. Румянцев. Основанием этому служит тот факт, что предводитель байырку носил титул «иркин», являющийся, несомненно, производным от монгольского слова «еркин» — «главный». По мне­нию Г. Н. Румянцева, байырку можно отождествить с баргутами — племенной группировкой, населявшей в последующем районы Прибайкалья и входившей в число древнемонгольских племен. Впрочем, такой подход — связь географического названия с этническими группи­ровками — некоторыми исследователями оспаривается. Они полагают, что названия этнических группировок произошли от географических названий, а не наоборот.
Существует также мнение о принадлежности байыр­ку к самбдийским племенам, некогда обитавшим в При­ангарье и Восточном Саяне, но оно не имеет достаточно­го обоснования.



Категория: Что в имени твоем, Байкал? | Добавил: anisim (18.02.2011)
Просмотров: 2263 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>