Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Четверг, 21.02.2019, 19:57
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники культуры Иркутска


КУЛЬТОВОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ЗОДЧЕСТВО - 1

И. В. Калинина

КУЛЬТОВОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ ЗОДЧЕСТВО

В истории архитектуры города культовые со­оружения занимают одно из ведущих мест, но в настоящее время остаются пока еще малоизу­ченными. В общем ряду церковных построек наиболее яркие и выразительные памятники эпо­хи барокко XVIII в. В это время возведено зна­чительное число великолепных церквей, которые нашли относительно широкое освещение в спе­циальных трудах исследователей архитектуры, - Спасская церковь, собор Богоявления, Крестовоздвиженская и Троицкая церкви. В блеске этих выдающихся памятников совершенно потерялись и были незаслуженно забыты церковные построй­ки конца XVIII — начала XX в.

А между тем в Иркутске к началу нашего столетия существовало более 30 православных отдельно стоящих храмов (не считая домовых, больничных, тюремных и других встроенных церквей), из которых 24 было каменных. Всего в городе на сегодняшний день сохранилось 17 па­мятников церковного зодчества. К сожалению, и эти, когда-то монументальные сооружения, иг­равшие важную роль в формировании городско­го пространства, в наше время утратили свое значение. Часть из них перестроена до неузна­ваемости, с полной потерей венчаний (Владимир­ская церковь, Успенская Вознесенского монасты­ря, Григория Неокесарийского, Входо-Иерусалимская), а другие находятся в аварийном состоянии (Харлампиевская, Покровская, Николо-Иннокентьевская, Князе-Владимирская). В настоящий текст не включены материалы о разрушенных постройках.

По своим художественно-стилистическим осо­бенностям храмы Иркутска разделяются на груп­пы, каждая из которых представляет различные стилистические течения: древнерусское зодче­ство, барокко, классицизм и эклектику. Наибо­лее своеобразны постройки эпохи барокко в Иркутске, имеющие, в свою очередь, две разно­видности: «сибирское барокко» и позднее барок­ко. Стилистические особенности культовых па­мятников отметим далее, по мере их описания, в хронологическом порядке.

На начальном этапе, в первые десятилетия после основания острога, все церкви строились деревянными. Архитектурный облик их был бли­зок к постройкам русского Севера (шатровые храмы) и центральных областей России (ярус­ные, кубоватые храмы).

Каменное строение в городе началось с XVIII столетия. Памятники этого периода, а к ним от­носятся Спасская церковь и собор Богоявления, отражают стилистику русского зодчества сере­дины XVII в. в сочетании с чертами «московско­го барокко», постепенно проникающего в Сибирь. В отличие от столичных построек используется традиционная, выработанная в деревянном зод­честве, планировочная схема с продольно-осевым трехчастным решением. В фасадном убранстве используется фигурный кирпич и изразцовый де­кор.

Спасская церковь, 1706—1713 гг., была зало­жена в южной крепостной стене острога в 1706 г., освящение ее состоялось в сентябре 1713 г. В последние годы историком Н. М. По­луниной после кропотливых поисков в архивах был установлен автор этой постройки. Им был мастер каменных дел Моисей Иванович Долгих, работавший в Иркутске с 1701 г. М. И. Долгих не только возглавил строительство церкви, но на его плечи легли все заботы и о разведке место­рождений извести, и о кладке стен, и о вытесы­вании фигурных кирпичей. Он был «единствен­ным творцом первых каменных строений Иркут­ска».

Объемное и декоративное решение Спасской церкви исходит из зодчества середины XVII в., то есть она сооружена по типу посадского хра­ма. Несмотря на преемственность древнерусских традиций, в постройке прослеживаются новые приемы. В Сибири в этот период формируется новый композиционный тип храма в два этажа. Зимний и летний приделы объединяются в одну церковь — «двуапартаментное» здание. Первона­чально первый этаж использовался под кладовую «мягкой рухляди» и воеводской казны, а позд­нее был освящен в зимнюю церковь.

В одну ширину с храмом устроена трапезная. В 1758 г. с западной ее стороны пристроена ка­менная ярусная колокольня, увенчанная строй­ным шпилем. Колокольня придала Спасской церкви монументальность, но в целом между старой частью здания и новой не ощущается дисгармонии.

Декоративное оформление фасадов выполне­но в древнерусских формах. Характерно наряд­ное и пластичное решение стены. Основное вни­мание уделяется оформлению наличников со скульптурно выполненными рельефами. По-дру­гому решено декоративное убранство фасадов колокольни. Здесь мы встречаем характерные для «сибирского барокко» вдавленные панно, многоступенчатые наличники, расчлененные ло­патки.

Восточная наружная стена церкви в начале XIX в. украшена живописью, включившей три многофигурные композиции, сюжеты которых были навеяны историей Иркутска.

Богоявленский собор, 1718—1724 гг., перво­начально был построен из дерева, но большой пожар уничтожил строение, Вместо него & 1718 г. закладывается новый каменный храм, ос­вященный в 1724—1726 гг.

В отличие от Спасской церкви объемно-пла­нировочное решение собора получило несколько иное решение. Он имеет четырехчастный план с последовательным расположением вдоль оси ал­таря, храма, трапезной и колокольни. С север­ной стороны размещается теплый придел. Собор явился   как    бы   связующим   звеном   между архитектурой древнерусского посадского храма и приемами и формами барокко.

В середине XVIII в. объемное решение па­мятника было усложнено пристроями еще двух приделов с южной и северной сторон храма.

В основе композиции лежит сочетание двух вертикалей: ярусного храма — широкий восьме­рик на четверике (первоначально имевший пяти­главое завершение) — и шатровой колокольни. Несколько разновысоких приделов живописно группируются вокруг основного объема. Своеоб­разной особенностью собора является шатровое завершение колокольни, играющее в силуэте памятника ведущую роль. Динамику шатра под­черкивают ряд кокошников в основании, а так­же ряд уменьшающихся вверх слухов.

В декоративном оформлении фасадов тесно переплелись мотивы древнерусского зодчества с барочными элементами. Стены украшены на­рядными наличниками различного рисунка (в ви­де волют и фронтонов на полуколонках). Карниз имеет довольно сложную профилировку, и в дальнейшем рисунок его будет часто повторять­ся в фасадном декоре храмов группы «сибирское барокко».

Памятник имеет уникальное для Иркутска декоративное оформление многоцветными полив­ными изразцами с изображениями мифических животных, цветов, «Желто-зеленые переливы изразчатых поясов в сочетании с богатым деко­ром на фоне белых стен усиливают празднич­ность и нарядность Богоявленского собора, при­дают зданию обаяние, столь свойственное про­изведениям народного искусства».

В середине XVIII в., наряду со столичной ли­нией развития барокко, существует вторая, про­винциальная. С 1740 до 1760-х гг. происходит не только процесс становления, но и расцвета ре­гиональной школы зодчества. Связано это с бур­ным ростом города, обусловленным его торгово-промышленным развитием. В это время возводится целый ряд крупных и богатых по отделке церквей: Крестовоздвиженская, Чудотворская (утрачена), Знаменская, Тихвинская (утрачена), Троицкая, Владимирская.

Их архитектура является местным вариантом барочного стиля, который принято называть «си­бирское барокко». Это направление сложилось под влиянием различных стилей барокко (укра­инского, московского, петербургского), восточных мотивов декоративного убранства и тради­ций местного прикладного искусства. В культо­вых сооружениях органически соединяются объемные формы, характерные для московского ба­рокко, с напряженной пластикой храмовых за­вершений украинской церковной архитектуры. Декоративная пышность и скульптурное понима­ние стены, занесенное с соседних восточных стран, получило своеобразную местную трактов­ку орнаментального решения, основанного на использовании комбинаций различных геометри­ческих фигур: квадратов, ромбов, крестов и др., характерных для искусства местных народнос­тей.

Крестовоздвиженская церковь, 1747—1758 гг. Никакая другая церковь не является столь зага­дочной и не вызывает такого пристального вни­мания, как Крестовоздвиженская. Несмотря на то, что исследователями архитектуры высказано много интересных соображений по поводу сти­листических особенностей храма, вопросов ос­тается пока еще слишком много. Нам ничего не известно ни об авторе этого сооружения, ни об этапах его строительства. Неизученным остается семантическое значение уникальной декоратив­ной пластики фасадов.

Церковь была построена на средства иркутского купца-морехода Федора Щербакова на Крестовском холме, у подножия которого дол­гое время стоял древний деревянный крест. Удачное размещение храма на возвышении, у пе­ресечения главных улиц города, обеспечивает цельное восприятие памятника среди сохранив­шейся деревянной застройки. Даже сейчас цер­ковь остается одной из главных доминант цент­ра города. Легко себе представить восприятие ее двести лет назад: одно-двухэтажные домики под­нимались от берега Ангары и логически завер­шались вертикалью ярусного храма, словно вы­росшего из низкой застройки. Учет градострои­тельной ситуации обусловил создание многопла­новой композиции памятника с выразительными силуэтами его венчаний.

Церковь заложили в 1747 г., а в 1757 г. был освящен главный холодный придел во имя Воз­движения Животворящего Креста Господня.

Объемная композиция отличается оригиналь­ным решением с размещением двух приделов в широкой трапезной. В наружных формах это от­разилось в живописной компоновке венчающих восьмериков приделов, носящих подчиненный ха­рактер по отношению к главному храму. С за­падной стороны — вертикаль ярусной колоколь­ни.

Несмотря на жесткость планировочной схемы с продольно симметричным расположением вдоль оси всех помещений, объемы памятника образу­ют живописную, пластичную группу. При не­посредственном созерцании памятника зритель, вследствие изменения ракурса, получает все но­вые впечатления, позволяющие насладиться пос­тепенностью раскрытия образа церкви.

Традиционная для Руси ярусность достигла невиданной изощренности форм. Двухсветный четверик холодного храма завершается тремя контрастно убывающими малыми восьмериками. Фигурный купол храма и грушевидные венчания восьмериков приделов имеют очень сложный и напряженный абрис и пластику. В общей компо­зиции церкви усматривается ступообразный принцип, навеянный буддийской архитектурой.

Но свою известность Крестовоздвиженская церковь получила все-таки не из-за интересного объемно-планировочного решения, а благодаря уникальной декоративной пластике фасадов. Обильная и богатая орнаментация заполняет все поле стены храма, почти не оставляя свободных плоскостей. Сложнейшие узоры созданы различ­ными комбинациями геометрических фигур. Ха­рактер орнаментации и сама пластическая трак­товка стены вызывают ассоциации с восточными странами. Рисунок отдельных деталей декора поз­воляет говорить также о значительном влиянии прикладного искусства местных народностей и в связи с этим о возможно семантическом значе­нии орнамента, загадку которого еще предстоит решить.

В 1779 г. с северной стороны трапезной был пристроен еще один придел. В 1860 г. старое крыльцо церкви заменяется на двухэтажный при­твор, выполненный в стиле ампир. В конце XIX в. изменили завершение колокольни, но удачно най­денные пропорции и рисунок покрытия не толь­ко не исказили образ церкви, но и придали ей большую выразительность.

Знаменская церковь, 1754—1794 гг. Знамен­ский женский монастырь возник в 1693 г. Петр I неоднократно требовал ускорения христианиза­ции нерусского населения Сибири и поэтому придавал большое значение открытию монастыря в Иркутске. В 1708 г. он пожертвовал монас­тырю Евангелие художественной работы с соб­ственноручной подписью.

Из комплекса  сохранившихся монастырских построек рассмотрим выдающийся памятник ка­менного культового зодчества - Знаменскую Церковь. При основании монастыря была возведена первоначально деревянная церковь, но, вы­строенная из сырого леса, она вскоре пришла в ветхость и в 1727 г. заменена на новую, тоже деревянную. Но и эта быстро обветшала, и в 1757 г. (по другим сведениям в 1751 г.) была за­ложена каменная Знаменская церковь. Строи­тельство велось на средства иркутского купца Ивана Бичевина. «Купцы, жертвовавшие сред­ства на постройку церквей, часто брали полную опеку и руководство по их возведению. Вслед­ствие этого художественное качество построек, по-видимому, определялось не только заказчи­ком — Иркутским митрополитом и духовной кон­систорией, но и купечеством, финансирующим строительство». Известно, что И. Бичевин по­строил также на свои средства каменную Тих­винскую церковь (1754), в настоящее время утра­ченную. Сравнивая архитектурный облик этих двух построек, действительно видно, что в их композиционном решении много общего. Зна­менская церковь значительно меньших размеров v имеет более стройные пропорции, в отличие от монументальной и торжественной Тихвинской. Эти различия были предопределены функциональным назначением построек и градоформирующими факторами: Знаменская церковь — скромная, изящная в женском монастыре, Тих­винская — подчеркнуто нарядная и представи­тельная на главной площади города (ныне пло­щадь им. Кирова).

Строительство Знаменской церкви растяну­лось на долгие годы и после смерти И. Бичеви­на продолжалось на монастырские средства.

Современный  облик храма  сложился в ре­зультате  дополнения  объемной композиции на протяжении  всего  XVIII  и  первой  половины XIX вв. различными пристроями приделов, притворов и крылец. Первоначальная объемно-прост­ранственная композиция отличалась лаконич­ностью и простотой. Следуя традициям иркут­ских церковных построек, план имеет четырехчастное деление с последовательным расположе­нием вдоль оси восток-запад притвора, трапез­ной, храма и алтаря. С северной стороны при­мыкает Николаевский придел (1760). Главный престол во имя Знамения Пресвятыя Богороди­цы освящен в 1762 г. и занимает четвериковое ядро церкви. В 1773—1787-е, 1790 гг. «иждиве­нием разных богомольцев» пристроен Казанский придел. Асимметрию и неуравновешенность пла­нировочной структуре придало возведение Преоб­раженского придела (1794) с северной стороны от центрального столпа. В 1830 г. к паперти церк­ви было пристроено новое каменное крыльцо с двумя каменными палатками по бокам. В таком значительно измененном виде церковь дошла до нашего времени.

Знаменская церковь является переходной от бесстолпного приходского храма к типу тради­ционных для Иркутска ярусных храмов с коло­кольней «в одной связи».

Архитектура церкви еще близка древнерус­скому зодчеству, это выражено в декоративном оформлении фасадов — спаренные колонки в уг­лах четверика, кудри в обрамлении окон. Вместе с тем памятник несет элементы «сибирского ба­рокко». Объемное построение храма с малым восьмериком на четверике и барочными изло­манными кровлями в сочетании с ярусной ко­локольней характерно для иркутских церквей этого стиля. Региональные особенности прояви­лись в орнаментальной обработке поверхностей стен, в скульптурном понимании архитектурных частей и элементов. Применение развитых кар­низных тяг, геометричных рельефных компози­ций, составленных из сочетания простых фигур (ромбов, квадратов, окружностей), придает специфику декоративному убранству. Вероятно, вследствие различного образного содержания храма и колокольни, их стены имеют различный характер оформления: пышный с преобладанием древнерусских традиций в храме и более скупой геометрический — в колокольне.

В Знаменской церкви переплетаются и син­тезируются общерусские приемы с местными сибирскими художественными традициями, и это определяет региональные самобытные особеннос­ти памятника.

Троицкая церковь, ?—1763 гг. (ул. 5-й Армии) наряду с Крестовоздвиженской является наибо­лее ярким образцом «сибирского барокко» в Ир­кутске. Точная дата начала строительства храма не известна. Скупые летописные строчки сооб­щают только, что в 1763 г. 5 мая был освящен теплый придел во имя Рождества Богородицы. В то же время объем главного храма находился еще в процессе строительства, которое задержа­лось из-за обвала каменного свода. Освящение всей церкви состоялось в 1778 г.

Из общего ряда построек «сибирского барок­ко» Троицкая церковь отличается прежде всего своим необычным объемно-пространственным построением. В композиции здания прослеживает­ся связь с деревянными ярусными храмами с широким восьмериком, получившим широкое распространение на территории Иркутской области в середине XVIII в. Над двухэтажным четвери­ком храма возвышается массивный двухъярус­ный восьмерик, завершенный куполом. Ярусная колокольня, незначительно превышающая по высоте храм, вместе с приделами и алтарем компо­зиционно подчинена ядру.

Памятник отличает оригинальное декоратив­ное убранство. Здесь даже ярче, чем в других постройках, проявилась характерная черта «си­бирского барокко» — синтез различных архитек­турных    течений.    Например, художественное оформление наличников испытало на себе влия­ние не только древнерусской архитектуры (спа­ренные, перевязанные колонки) и барокко (ри­сунок картушей), но также и местных традиций устройства окон в многоступенчатых прямо­угольных нишах. Четко прорисованные карнизы с рядом профилированных сухариков, лопатки с вдавленными панно различных геометрических форм — все это характерно для декоративного убранства «сибирского барокко».

Владимирская церковь, 1775 г. (ул. Декабрь­ских Событий, 3), первоначально была возведена из дерева и лишь спустя почти 60 лет заменена на каменную. Она строилась на средства иркут­ского купца Якова Протасова.

Являясь основным ориентиром при въезде в город по Московскому тракту, церковь форми­ровала важный градостроительный узел. Значи­мость постройки подчеркнута крупными разме­рами и пятиглавием, не характерным для куль­товой архитектуры Иркутска. (Исключением яв­ляется Богоявленский собор, первоначально имев­ший пять глав на центральном ядре.)

В основе объемно-пространственной компози­ции лежит крупный, с четырьмя рядами окон четверик под четырехскатной кровлей. Венчает храм двухъярусный малый восьмерик, завершен­ный восьмилотковым покрытием, и более мелкие восьмерики, расположенные над углами четверика. Покрытие четырехскатной кровлей (что указывает на плоское перекрытие храма) на­столько необычно для иркутских построек этого периода, что дает право говорить о возможной перестройке венчающей части памятника.

Двухэтажная трапезная соединяет храм с ярусной колокольней, представляющей трехъ­ярусный восьмерик на четверике. Ярус звона размещен не как обычно в верхней части, а в средней трети восьмериков, верхняя же часть имеет чисто декоративный характер, подчеркивая доминирующее значение церкви.

Декоративное решение выполнено под влия­нием местных художественных традиций. В фа­садной композиции в основном преобладают вертикальные членения, что значительно отлича­ет пластическое решение данной постройки от убранства других храмов «сибирского барокко». Вертикальная направленность подчеркнута рисунком ступенчатых наличников, рядами узких лопаток, расположенных в межоконных прост­ранствах стены. Впервые в Иркутске применя­ются наличники, вытянутые на два яруса окон (третий и четвертый). Углы храма и трапезной имеют лопатки, заполненные исконно сибирски­ми вдавленными рельефными панно крестообраз­ной формы.

Постройка, несомненно, является выдающим­ся памятником «сибирского барокко». Градоформирующее значение церкви привело к новым решениям этого стилевого направления, выразив­шемся в необычном построении пятиглавого хра­ма и оригинальной трактовке пластического ре­шения.

В настоящее время церковь утратила свои первоначальные формы в результате значитель­ных перестроек и представляет собой невырази­тельный четырехэтажный объем под шиферной кровлей. Сильно пострадал и декор храма, лишь на плоскости стен апсиды частично сохранились рельефные лопатки. Важное градостроительное положение церкви, а также несомненные архитектурные достоинства требуют скорейшего вос­создания ее первоначального облика.

Строительством Владимирской церкви завер­шился один из наиболее ярких периодов в раз­витии культового зодчества Иркутска, получив­ший название «сибирское барокко».

Читать дальше




Категория: Памятники культуры Иркутска | Добавил: anisim (31.08.2009)
Просмотров: 4964 | Рейтинг: 5.0/5 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>