Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Пятница, 29.03.2024, 20:22
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники культуры Иркутска


ЛЕДОКОЛ «АНГАРА»

 

А.В. Дулов

 

ЛЕДОКОЛ «АНГАРА»

 

«Ангара» - это памятник истории техники, имеющий всероссийское значение. Судно под­черкивает приоритет нашей страны, впервые на­чавшей (в 1864 г.) применять суда ледокольного типа, чтобы улучшить условия навигации. «Дело ледоколов зародилось у нас в России»,— с гор­достью писал адмирал С. О. Макаров. В настоя­щее время «Ангара» — старейшее судно ледоколь­ного Типа в нашей стране. Следующим по воз­расту ледоколом является «Волынец», построен­ный на 12 лет позже «Ангары» и до сих пор ис­пользующийся на вспомогательных работах в Петербурге.

 

В конце XIX в. велось строительство Транс­сибирской магистрали. Приходилось преодолевать огромные трудности, что нередко требовало оригинальных приемов и решений. Когда стало яс­но, что Кругобайкальский участок дороги будет вреден в действие позже основной части магист­рали, решили использовать для переезда через Байкал железнодорожный паром. Была организована первая в Азии и третья в мире паром­ная железнодорожная переправа. Кроме основ­ного железнодорожного парома-ледокола «Бай­кал» на переправе работал вспомогательный ледокол «Ангара», в три раза уступавший ему по водоизмещению. И если «Байкал» — громоздкий, широкий четырехпалубный корабль, то «Анга­ра» имела две трубы, была гораздо уже, меньше по размерам и маневреннее. Известен прототип «Байкала» — американский железнодорожный паром, плававший по Великим озерам. Прототи­па «Ангары» найти пока не удалось, не знаем мы и автора проекта.

 

«Ангара» была построена в городе Ньюкасле (Англия, в 1899 г., в разобранном виде достав­лена по морю в Ревель (ныне Таллинн), затем по железной дороге — до Байкала. Сборка ледоко­ла, плотницкие и столярные работы велись рус­скими рабочими в селе Лиственичном. Спуск корабля состоялся 25 июля 1900 г., и с 1 августа он начал совершать грузовые и пассажирские рейсы.

 

Технические данные корабля: длина — 60 м, ширина —10,5 м, высота от киля до палубы в центре — 7,5 м, водоизмещение — 1400 т. Кормо­вой винт приводился в движение двигателем мощностью в 1250 л.с, осадка в полном грузе составляла 4,5 м, максимальная скорость — 23 км в час. Стоимость постройки составила 770,7 тысячи рублей; команда насчитывала до 50 человек.

 

Следует отметить большие заслуги английских корабелов: при осмотре корабля в 1985 г. специа­листы отмечали хорошее состояние корпуса ко­рабля, изготовленного из высококачественной английской стали. Вместе с тем не исключено, что проект «Ангары» мог быть русским. Так, Г. В. Лазо, работавший капитаном ледокола, от­мечает сходство «Ангары» с ледоколом «Ермак», детищем адмирала С. О. Макарова, по форме и обводам корпуса. Г. В, Лазо видел во Владивос­токе портовый ледокол «Добрыня Никитич», ко­торый, по его словам, был точной копией «Ан­гары» по форме, размерам и мощности.

 

До 1906 г., когда завершилось строительство Кругобайкальского участка дороги, «Ангара» вместе с «Байкалом» совершала ежедневно по два рейса между портами Байкал и Танхой, при­нимая на борт до 250 т груза (товарные вагоны частично разгружались) и 160 пассажиров в спе­циально оборудованных каютах. С 1907 и до конца 1916 г. из-за недостатка грузов судно прак­тически не использовалось, стояло на приколе.

 

В 1918 г. корабль национализировали и про­вели его модернизацию. После начала восстания чехословацкого корпуса и белогвардейцев в се­редине июня 1918 г. была создана Байкальская военная флотилия. Наиболее мощным ее судном стала «Ангара», вооруженная двумя трехдюй­мовыми пушками и четырьмя пулеметами. Артиллеристами в основном служили венгры-интернационалисты. Командовал судном фактически Иван Шевцов — член Иркутского губкома РКП(б) — он возглавлял отряд черемховских шах­теров, находившийся на корабле. Шевцов погиб в ноябре 1918 г, на реке Олекме от рук белогвар­дейцев. Перед боями самые ответственные места судна «забронировали» — заложили мешками с песком.

 

4 августа флотилией с нескольких пароходов был высажен десант в селе Голоустном. Находившиеся там белые открыли огонь из пулеметов по шлюпкам с десантниками. Но после несколь­ких точных попаданий с ледокола белые отсту­пили и десант успешно высадился на берег. Около 8 августа произошла артиллерийская дуэль с бронепоездом противника недалеко от станции Танхой. Вот что вспоминает «красный адмирал» Л. М Власов, командовавший флотилией: «С ле­докола  «Ангара» начали  обстреливать  броне­поезд, укрывавшийся на мосту через реку Паньковку, однако фермы моста оказались для не­го ненадежной защитой: снаряды, пущенные с ледокола из трехдюймовки, ложились удачно, и после нескольких попаданий потрепанный броне­поезд ушел по направлению к станции Мурино». Вскоре военное положение советских войск резко ухудшилось, флотилия была расформиро­вана, и 13—15 августа красногвардейский отряд покинул «Ангару», предварительно сняв с нее пушки и пулеметы. Спустя полтора года «Анга­ра» стала местом массовой трагедии. Отступая из Иркутска, колчаковцы захватили с собой 31 заложника из числа своих политических про­тивников. 5 января 1920 г. их доставили на «Ан­гару», а вечером следующего дня, когда ледо­кол курсировал между портом Байкал и Лиственичным, произошла зверская казнь. Команде ко­рабля запретили выходить на палубу. Арестован­ных выводили на корму в одном белье и били по голове деревянной колотушкой, после чего потерявшего сознание человека сбрасывали  в воду. Этому событию посвящено стихотворение И.И. Молчанова-Сибирского «Тридцать один».

 

В марте 1920 г. в Иркутск вступили части Красной Армии, а в августе состоялся суд над тремя карателями. Их приговорили к расстрелу.

 

В апреле 1920 г. была создана Дальневосточ­ная республика, и по озеру Байкал прошла госу­дарственная граница между РСФСР и ДВР. По­этому возникла необходимость организовать Си­бирскую военную флотилию (переименованную затем в Байкальскую озерную) на Байкале. «Ан­гара» превращается в канонерскую лодку и вновь становится лидером флотилии. Ее воору­жили четырьмя орудиями и оборудовали радио­станцией, одной из первых в Восточной Сибири. Кроме «Ангары» флотилия имела восемь катеров и еще один пароход. В июне 1920 г. «Ангару» вместе с катерами направили в Усть-Баргузин, чтобы высадить там десант против антисоветско­го мятежа. В итоге выступление было подавлено.

 

В мае 1921 г. флотилию расформировали, и с этого времени «Ангара» в качестве ледокольного судна совершала рейсы по озеру, перевозя гру­зы и пассажиров, буксируя баржи. Капитальный ремонт судна производился в 1941 и 1959 гг. Во время последнего двигатель перевели с угля на мазут, из четырех котлов оставили два, изменил­ся внешний облик судна. В апреле 1960 г. силь­ный ветер выдавил на берег прибрежный лед, вместе с которым на суше оказался и ледокол. Дальнейшую эксплуатацию судна признали не­выгодной. Корабль использовался в порту Бай­кал как плавучий склад, затем несколько лет он стоял на 21-м км Байкальского тракта в заливе Иркутского моря.

 

В 1977 г. Иркутский горисполком решил соз­дать на судне музей, его перевели к плотине Ир­кутской ГЭС. Начались реставрационные рабо­ты. Но из-за отсутствия надзора «Ангара» по­страдала от пожара и затонула. В 1985 г. ледокол был поднят на поверхность. Иркутское руководство, несмотря на требования обществен­ности, не желало тогда «возиться» с пострадав­шим кораблем и увело его с глаз иркутян по­дальше. Через несколько месяцев в результате шторма судно было вынесено на берег и опроки­нуто на бок.

 

Лишь летом 1988 г. новое местное руководство изменило свое отношение к кораблю, и он был поднят на поверхность. Восстановление про­водилось артелью под руководством механика-наставника Восточно-Сибирского речного паро­ходства В. Н. Брянцева и прораба И.С. Преймака. Работать приходилось в трудных условиях. Очищая трюм от ила, воды, ржавчины и грязи, люди вынуждены были трудиться в противога­зе. Судоремонтники привели в рабочее состоя­ние двигатели, восстанови/и надстройки и ком­муникации корабля. В марте 1991 г. организован­ный на корабле музей принял первых посетите­лей.

 

К сожалению, при реставрации не ставилась задача восстановить внешний облик корабля пер­вых десятилетий его эксплуатации.

 

Ныне он имеет такой же внешний гид, как и после реконструкции 1959 г.: надстройки боль­ше, дымовые трубы несколько ниже, и расстоя­ние между ними увеличено по сравнению с 1900 г. В дальнейшем необходимы будут допол­нительные реставрационные работы, которые и вернут «Ангаре» ее первоначальный облик.

Читать дальше

Категория: Памятники культуры Иркутска | Добавил: anisim (31.08.2009)
Просмотров: 5087 | Рейтинг: 4.9/10 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>