Туристический центр "Магнит Байкал"
      
Вторник, 17.10.2017, 17:47
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход




Полезные статьи о Байкале

Главная » Статьи » Памятники культуры Иркутска


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ И РАЗВИТИЕ ГОРОДА

 

Содержание

 

А.В. Дулов

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ЖИЗНЬ И РАЗВИТИЕ ГОРОДА

 

Рост и довольно быстрое развитие Иркутска в первые два века его существования опреде­лялись прежде всего общими закономерностя­ми развития социально-экономических отноше­ний в России, особенностями заселения Сибири, исключительно благоприятным положением го­рода на перекрестке ряда важных путей, нали­чием плодородных земель в окрестностях, хо­рошими возможностями для занятий охотничь­им и рыболовным промыслами. Иркутский ост­рог возник на высоком незатопляемом берегу Ангары и занимал мыс, образованный излучиной Ангары и устьем Ушаковки, называвшейся пер­воначально Идой.

 

Строительство острога началось 6 июля 1661 г. силами небольшой группы казаков во главе с енисейским сыном боярским Яковом Похабовым. Первоначальное число его жителей-ка­заков составляло бсего 20 человек, а руководил ими казачий десятник Василий Ездаков. По раз­мерам первый острог Иркутска был невелик, представлял собой прямоугольник со сторонами длиной в 19 и 17 метров.

 

В последнем издании известной книги об Ир­кутске ее авторы, вслед за московским исто­риком А. Н. Копыловым, отрицают возможность существования  какого-либо  поселения  русских в районе Иркутска до 1661 г. Однако думается, последнюю точку в вопросе о поселении на ост­рове Дьячем ставить еще рано. Остров Дьячий расположен в устье Иркута, ниже автодорожно­го моста через Иркут; ныне осталась лишь ниж­няя часть этого острова, составляющая пример­но треть той площади, которую он занимал в середине XVII в. По старому преданию, зафиксированному в 30-х гг. XVIII в., то есть тогда, когда должны были бы жить дети первых ир­кутян, когда были еще свежи устные рассказы о первых годах Иркутска, на этом острове су­ществовало поселение, основанное в 1652 г. Скорее всего, это могло быть сезонное, летнее по­селение.

 

Новый  острог  вначале  рос   очень  быстро. Первая его маленькая крепость оказалась слиш­ком тесной для постоянно прибывавших жите­лей, к тому же стены ее скоро сгнили. Поэтому в 1670 г. была построена новая крепость: ост­рог значительно расширен,  он увеличился по площади в 35 раз и занял территорию, составив­шую 0,01 кв. км. Проезжавший в 1675 г. через Иркутск посол России в Китай Спафарий на­считал в Иркутске 40 дворов, что должно соот­ветствовать 200—300 жителям.  Таким образом, за короткий срок население острога увеличи­лось в 10—15 раз.

 

В следующей четверти века Иркутск продол­жал интенсивно развиваться, и в 1699 г. насе­ление города составило уже около одной ты­сячи жителей. Следовательно, за этот период численность его возросла примерно в четыре ра­за. Помимо благоприятного экономико-геогра­фического положения, такому стремительному росту способствовало также и превращение Иркутска в заметный административный центр. В 1682 г. сюда назначают воеводу, а 20 апреля 1686 г. Иркутск возводится в ранг города. Спус­тя еще четыре года он получает свой городской герб.

 

Несомненно, в связи с этими событиями бы­ло произведено новое расширение острога, В 1693 г. восточная и южная его стены (то есть обращенные в стороны современных Богоявлен­ского собора и здания областного Совета) были перенесены на 22 м, а две остальные удлинены на такое же расстояние: длина каждой стены острога, приобретшего форму квадрата, достиг­ла 130 м. Южная стена острога оказалась на той линии, где теперь находится Спасская церковь, встроенная прямо в острожную стену позже, в 17G6—1710 гг.

 

Уже к концу XVII в. Иркутск представлял собой не просто острог, но небольшой город, вокруг которого образовались многочисленные сельскохозяйственные поселения. В 1672 г. воз­ник Вознесенский монастырь, а затем и деревня Монастырская — на месте современного поселка Жилкино. На левом берегу Ангары в 1675 г. Спафарий отметил заимку Ильи Могутова (где-то в районе современного железнодорожного вокзала) и деревню Вяткину (примерно на том месте, где железнодорожная линия отходит от Ангары в сторону остановки Академическая). В 1693 г. за рекой Идой строится Знаменский монастырь, вокруг него стало формироваться предместье. В конце XVII в. была известна «го­сударева мельница» на реке Каё, а на реке Иде построил мельницы купец Ушаков, вследствие чего речка стала называться Ушаковкой.

 

В первой трети XVIII в. производство кирпи­ча, кузнечных, литейных изделий, обработка в Иркутске продукции сельского хозяйства спо­собствовали его развитию. В 1698 г. был отправ­лен первый торговый караван в Китай. Построение в самом начале XVIII в. гостиного двора сви­детельствовало о том, что Иркутск приобретал все большее значение как транспортный узел и торговый город. Здесь складывается купеческое сословие, которое к 30-м гг. XVIII в. обладало уже солидными капиталами.

 

Продолжало усиливаться и административное значение города: он становится центром одной из пяти провинций огромной Сибирской губер­нии, и в 1731 г. в Иркутск прибывает первый ви­це-губернатор. Все эти обстоятельства привели к дальнейшему быстрому росту населения. В 1714 г. китайские послы, проезжавшие через Иркутск, сообщали, что здесь живет более 800 семей; для 1735 г. известно число обывательских домов в городе — 939. Исходя из этих цифр, можно  оценить численность населения  Иркут­ска соответственно в три-четыре и пять-шесть тысяч жителей. Территория, занятая городом, по плану 1729 г. значительно увеличилась и достиг­ла 1,4 кв. км. Таким образом, за эти 35 лет на­селение продолжало возрастать примерно таки­ми  же темпами, как в последней четверти XVII в., и увеличилось в пять-шесть раз.

 

Итак, первые 84 года существования Иркут­ска были временем самого стремительного его роста: за первые 14 лет число его жителей воз­росла в 10—15. раз, а за следующие 60 лет — еще в 23,5 раза (по росту числа дворов). Насе­ление города, занимавшее к концу этою перио­да небольшую территорию, ограниченную ли­нией современной улицы К. Маркса, селилось довольно плотно: на 1 кв. км площади города приходилось 3,5—4,3 тысячи жителей.

 

В следующие 54 года рост населения горо­да резко затормозился, численность его почти стабилизировалась и увеличивалась медленно. В 1791 г. в городе жило 9522 человека, размес­тившихся в 1508 домах. Таким образом, населе­ние увеличилось всего в 1,6—1,9 раза, то есть росло в 12 или более раз медленнее, чем в предшест­вующее шестидесятилетие. Очевидно, Иркутск превратился в довольно крупный город и в ус­ловиях низкой плотности населения Сибири и f1764 г. город становится центром губернии. относительно небольшого торгового и транспортного движения не мог расти быстрее. Тем не ме­нее в городе происходят значительные измене­ния. Он развивается в сторону возвышенностей междуречья Ангары и Ушаковки, почти вплот­ную подходит к горе; все больше растет Знаменское предместье. Площадь, занятая городом, увеличивается более чем в 3 раза и составляет 4,5 кв. км. Средняя плотность населения умень­шается до 2,1 тысячи на кв. км; очевидно, дома размещались менее скученно. Продолжает раз­виваться торговля; к концу века иркутские куп­цы становятся богатейшими купцами в Сибири, ведут большую торговлю с Китаем, Монголией, основывают компанию, ведущую освоение Аляски и прилегающих к ней островов. В

 

В конце XVIII — первой половине XIX в. увеличивается значение Иркутска как торговец о, ремесленного, культурного города. С 1840-х гг. многие иркутские богачи с успехом занимаются золотопромышленностью, что способствует рос­ту крупнейших купеческих капиталов, более бо­гатой застройке Иркутска. Административная роль города в этот период достигает своего апо­гея: в 1803 г. он становится центром Сибирского генерал-губернаторства, а с 1822 г.— Восточно-Сибирского генерал-губернаторства. Все эти факты показывают, что в это семидесятилетие развитие Иркутска несколько убыстряется. На­селение его в 1862 г. составило 24,7 тысячи че­ловек, то есть увеличилось в 2,6 раза. Граница города за это время продвинулась в сторону Петрушиной горы; возникла Рабочая слобода; на левом берегу Ангары окончательно сложилось Глазковское  предместье.  Площадь увеличилась (не считая водных пространств) до 6,5 кв. км, то есть на 44%. Плотность населения за это время выросла и достигла 3,8 тысячи человек на 1 кв. км. Это, вероятно, было связано с тем, что в Иркутске стали возводиться более круп­ные дома: в 1836 г. 19569 жителей размещались в 1958 домах, то есть в среднем по 10 человек в доме; в 1791 г. в каждом доме в среднем жи­ло всего 6,3 человека. В первой четверти XIX в. Иркутск становится самым многолюдным горо­дом Сибири.

 

Драматическим событием в жизни Иркутска стали пожары 22—24 июня 1879 г. Эта катастро­фа уничтожила 75 городских кварталов. В огне сгорело 918 дворов с 3,5 тысячами построек. Об­щий, убыток от пожара составил более 30 млн. рублей. Пожар истребил приблизительно две трети всех городских построек, почти вся цент­ральная часть города выгорела. Из главных улиц уцелела от пожара лишь Арсенальская (ныне — Дзержинского) да некоторые кварталы, примы­кавшие к Ангаре. Было уничтожено много ма­териальных и культурных ценностей.

 

Однако важное в административном, экономико-географическом, культурном значении по­ложение Иркутска дало возможность городу оправиться после страшной катастрофы. Уже че­рез два года почти четверть сгоревших зданий была восстановлена, а к началу 1890-х гг. пожа­рище застроено. Взамен исчезнувших зданий по­явились сотни новых. После пожара сеть цент­ральных улиц почти не изменилась; были сохра­нены и их прежние названия. Но главные ули­цы преобразились. Центральные после пожа­ра запрещено было застраивать деревянными до­мами. В город приехало несколько новых талант­ливых архитекторов. В результате облик цент­ральной части Иркутска сильно изменился пос­ле пожара. Исчезли многие деревянные и камен­ные дома, построенные в XVIII — первой половине XIX в., почти весь центр был застроен крупными каменными и деревянными домами, значительная часть которых сохранилась до на­шего времени.

 

На месте Гостиного двора и прилегающих площадей возникло обширное незастроенное пространство, которое получило название Тих­винской площади (по имени церкви, находив­шейся на месте здания промышленного объеди­нения Востсибуголь).

 

В период капитализма несколько улучшились транспортные связи города.

 

К двум деревянным мостам через Ушаковку, построенным в 1829 и 1861 гг., прибавился понтонный мост через Ангару (1891). Он заме­нил паромную переправу в предместье Глазково, располагавшуюся несколько выше современ­ного моста через Ангару. Второй перевоз через Ангару продолжал действовать, обеспечивая пе­реправу на Московский тракт (там, где начина­лась Ленинская улица — ныне Декабрьских Со­бытий). Правда, понтонный мост не был лишен существенных недостатков: его приходилось раз­водить при движении пароходов, при рекоставе и ледоходе.

 

Большое значение для города имело соору­жение Транссибирской магистрали. В 1898 г. в Иркутск пришел первый поезд. Железная до­рога улучшила связь Сибири с Европейской Рос­сией, способствовала росту товарооборота, уси­лила движение переселенцев в Сибири, вызвала к жизни новые отрасли промышленности. По­скольку в самом городе подходящие к Ангаре возвышенности не позволяли построить большую железнодорожную станцию, в 1894 г. был осно­ван железнодорожный поселок Иннокентьевский, послуживший в дальнейшем ядром Ленинского района города Иркутска. Уже в 1917 г. его на­селение, обслуживавшее станцию, депо, склады превысило восемь тысяч человек. Значительно расширилось Глазковское предместье, немалую часть жителей которого составил железнодорож­ный пролетариат. Около железнодорожного мос­та на левом берегу Иркута возник небольшой поселок (ныне им. Кирова). Знаменское пред­местье росло, расширяясь вниз по реке Ангаре и вверх по реке Ушаковке. Граница города про­двинулась в сторону Байкала, за Иерусалимским кладбищем (ныне — Центральный парк культуры и отдыха) появилось десять Иерусалимских улиц.

 

Городское хозяйство к 1917 г. находилось в значительно лучшем положении, чем в середине XIX в. Большинство центральных улиц были вы­мощены камнем, появились и асфальтированные тротуары. В 1836 г. в городе появились извозчи­ки, а с середины XIX в. центральные улицы на­чал освещаться фонарями (спиртоскипидарными и керосиновыми). В 1905 г. в городе вступил в действие водопровод, обслуживавший цент­ральную часть города. С 1901 г. открываются пер­вые электрические станции. В 1912 г. их насчи­тывалось уже 12. Мощности хватало на освеще­ние административных зданий, магазинов и жи­лых домов центра; электрическими лампочками освещалась и Большая улица.

 

В период капитализма городское население возрастало довольно быстро. В 1897 г. в Иркут­ске насчитывалось 51,5 тысячи жителей, а в 1917 г.— уже 90,4 тысячи. За 55 лет городское население возросло в 3,66 раза! Тем не менее город потерял былое первенство в Сибири: в 1917 г. он оказался на третьем месте (после Омска и Томска). Площадь городских кварта­лов в это время достигла 12 кв. км, а плотность населения — 7,5 тысячи человек на кв. км.

 

За этот период, особенно в конце XIX — на­чале XX в., город украсился многими крупными зданиями, построенными талантливыми архитек­торами, главным образом на центральных ули­цах.  Стали сооружаться трехэтажные здания.

 

Многие из них строились богатыми владельцами как доходные дома, квартиры которых сдавались внаем и приносили своим хозяевам солидную прибыль.

 

Октябрьская революция нарушила естествен­ное развитие города. Страна испытывала в 1920 г. большие трудности: первая мировая, а затем гражданская война потребовали огромных людских и материальных жертв и вызвала мно­го разрушений. Поэтому найти средства для быст­рого развития Иркутска было практически не­возможно. Новое жилищно-коммунальное строи­тельство началось в городе лишь с 1925—1926 гг., несколько активизировавшись в 30-х гг. В 1929 г. начинается строительство завода тяжелого ма­шиностроения им. В. В. Куйбышева. Возводится чаепрессовочная фабрика. В крупный городской район превращается поселок около станции Иннокентьевская: его рост стал особенно быстрым в связи с размещением там авиационного заво­да. В районе предместья Жилкино возникает промышленный поселок с целым рядом пред­приятий пищевой промышленности. Продолжает развиваться Глазковское предместье, главным об­разом в связи с обслуживанием нужд железной дороги. В предместьях Марата и Рабочем откры­вается значительное число небольших предприя­тий, главным образом пищевой и кожевенной промышленности, складов и автохозяйств, кото­рые перевозили грузы по Якутскому тракту. По­этому город в несколько раз увеличился по тер­ритории и оказался расчлененным на районы, разделенные реками и болотами и слабо связан­ные друг с другом.

 

Индустриальное и жилищное строительство велось в Иркутске более медленными темпами по сравнению с рядом городов Урала и Запад­ной Сибири. Каменные здания высотой два-пять этажей возводились главным образом в цент­ре.

 

В этот период был осуществлен ряд интерес­ных архитектурных проектов: здания Госбанка, управления Восточно-Сибирской железной доро­ги, гостиницы (ныне «Сибирь»), клубно-бытовой комбинат завода им. В. В. Куйбышева. Важным событием в жизни города стало завершение строительства железобетонного моста через Ан­гару (1936), обеспечившее надежную связь цент­ра со Свердловским районом.

 

Нападение гитлеровской Германии на нашу страну означало для Иркутска не только ог­ромные людские потери, отвлечение на военные нужды значительной части трудовых ресурсов, торможение социально-бытового развития город­ского хозяйства, но и прямое ухудшение условий жизни его населения. В городе были разме­щены эвакуированные с Запада военные пред­приятия, вокруг которых строились поселки ба­рачного типа с низким уровнем благоустрой­ства.

 

С 50-х гг. начинается более быстрое развитие Иркутска. В 1958 г. завершается строительство Иркутской ГЭС, создаются такие крупные пред­приятия как завод ЖБИ, Масложиркомбинат, завод крупнопанельных изделий, ТЭЦ-2, радио­завод и др. В настоящее время Иркутск являет­ся крупным промышленным центром, насчиты­вающим до 80 заводов и фабрик.

 

Население города за годы советской власти увеличилось более чем в шесть раз; в 1939 г. здесь жило 243 тысячи жителей, а в 1989 г.— уже более 620 тысяч. В результате развития про­мышленности изменился состав городского на­селения. Если в 1917 г. в материальном произ­водстве города участвовало не более 10—15% его жителей1, то в 1939 г. в промышленности и строительстве   было   занято   уже   43,9%,   а   в 1984 г.— 66,3% населения.

 

В послевоенные годы были построены желе­зобетонные мосты через Иркут, Ушаковку, вве­ден в действие ряд виадуков. В 1978 г. пропус­тил первые потоки автотранспорта новый, дли­ной более одного километра, мост через Ангару в районе поселка Жилкино, В 1947 г. по юроду прошел первый трамвай, в 1972 г.—троллейбус, вступил в строй телецентр (1957). Построен Дво­рец культуры профсоюзов. В 1989 г. первые зри­тели вошли в зал Музыкального театра. Откры­лись новые кинотеатры, больницы, спортивные залы, магазины. И все же проблем в городе много. Несмотря на значительное жилищное строительство, очереди на получение квартир не сокращаются. Население плохо обеспечивается продовольствием и промышленными товарами. Вследствие того, что Иркутск расположен в ес­тественной котловине и слабо продувается вет­рами, он оказался одним из наиболее неблаго­получных в экологическом отношении городов.

Читать дальше

Категория: Памятники культуры Иркутска | Добавил: anisim (31.08.2009)
Просмотров: 2820 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
<Сайт управляется системой uCoz/>